Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе Владимир Путин провел традиционные для себя встречи с представителями региональной власти, федерального правительства и партийной системы. Вполне понятно, почему обществу оказываются доступными только небольшие отрывки подобных бесед. А из того, что публикуется, видимо, должно быть ясно, что остается незыблемой установленная президентом РФ система ручного управления. Однако теперь собеседники главы государства докладывают ему и о ходе ее как бы автоматизации.
Смысл такой автоматизации, судя по всему, в том, чтобы после команды президента нижестоящие уровни власти занимались той или иной проблемой самостоятельно. Именно это, наверное, хочет слышать Путин – и получаются соответствующие рапорты. Такой подход продемонстрировал губернатор Запорожской области Евгений Балицкий, который хотя и новичок, но, похоже, все понял. Свой отчет он начал с объявления о буквально сегодняшнем старте реализации ряда проектов, которые ранее благословил президент. По поводу исполнения поручений последнего управленец порадовал и своего рода афоризмом. «Уверен, что для нас нет проблем – для нас есть задачи», – заявил Балицкий.
Примерно в той же идеологии был на минувшей неделе выстроен и отчет первого вице-премьера Дениса Мантурова главе государства. Путин получил информацию о завершении правительством непростой работы по формированию восьми нацпроектов, связанных с планами по технологическому лидерству страны. По ходу разговора он подсказывал окончания финальных фраз того или иного тезиса, а также давал оперативные поручения уточнить отдельные пункты. Завершающее доклад первого вице-премьера высказывание президента было характерным: «В целом, конечно, такие проекты зримые, большие. И надеюсь, нам удастся всем вместе их реализовать, и тогда действительно структура экономики России будет меняться нужными нам темпами».
На прошлой неделе порадовал Кремль и глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. В сообщении для президента не могли не появиться цифры, показывающие рост поступлений в бюджет. Но главной там, наверное, была новость о том, что с 2025-го повсеместно заработает упрощенная автоматизированная налоговая система. Это когда ФНС сама посчитает по имеющимся у нее данным, сколько должен государству налогоплательщик, а тот скорректирует начисления, если сочтет необходимым. И вроде особых споров нет, снизилось и количество должников, стали меньше нагрузки на суды и органы по исполнению судебных решений. Все функционирует само по себе с минимальным вмешательством.
Встречи Путина с очередной парой лидеров парламентских партий и показали, что данную сферу президент считает почти полностью автоматизированной. Скажем, руководителю «Новых людей» Алексею Нечаеву по сути его предложений о дополнительных бюджетных доходах глава государства замечаний не сделал, было лишь несколько указаний на более точные акценты. На разговор же с лидером «Справедливой России – За правду» Сергеем Мироновым у президента было всего три реакции. Сначала Путин сказал о регулярных встречах, затем один раз произнес «хорошо», а в другой – «да». Причем реплики были в отношении предыдущих президентских указаний.
Между тем на минувшей неделе та самая судебная система, которую разгрузили успехи в налоговом администрировании, признала наличие у себя кадрового кризиса. Судебный департамент при Верховном суде РФ поделился статистикой, свидетельствующей о скором приближении к рубежу, когда число судей, находящихся в отставке, будет примерно равняться количеству действующих служителей Фемиды. То есть судьи уходят с работы по-прежнему из-за тяжелых ее условий, а также недовольные не соответствующим этому уровнем оплаты труда. Зарплату в итоге предлагается повысить и дать больше денег на судебный аппарат. Однако сообщения о замечаниях в адрес нижестоящих инстанций, которые постоянно направляет им сам Верховный суд, говорят, видимо, уже о переходе количества в качество. Дефицит кадров, как представляется, крайне негативно сказывается на процессуальной чистоте российского судопроизводства.