Фото Pixabay.com
Росстат обнародовал новые данные о «естественном движении населения». И эта появившаяся в пятницу статистика может перевесить по значимости все другие социально-экономические события минувшей недели – даже очередное решение Центробанка (ЦБ) поднять ключевую ставку.
Главные выводы из свежих данных Росстата: естественная убыль – когда в стране умирает больше людей, чем рождается – вновь нарастает; число родившихся продолжает сокращаться. Демографическая ситуация очень сложная.
В частности, по итогам января–июля 2024-го естественная убыль почти достигла 364 тыс. человек. И это примерно на 20% больше, чем за тот же период прошлого года. Число умерших, которое составило немногим меньше 1,1 млн человек, превысило прошлогоднее значение за тот же период на 5%, а число родившихся, наоборот, уменьшилось примерно на 2% – если округлять, то до 715 тыс. человек. Для сравнения: в январе–июле непростого 2022 года число родившихся составляло около 749 тыс. человек, а за тот же период пандемийного 2020-го – около 812 тыс. человек.
Хотя в своем информационном сообщении Росстат делает иные акценты, приводя сопоставления за другие периоды.
«По сравнению с июнем 2024 года рождаемость в июле увеличилась на 16,5%. В сравнении с июлем прошлого года этот же показатель вырос на 4,1%. За семь месяцев 2024 года умерло на 3,5% младенцев меньше, чем в январе–июле прошлого года», – перечисляет статистическое ведомство.
Росстат уточнил: увеличение рождаемости по сравнению с июлем прошлого года зафиксировано в 63 регионах. Максимальные темпы роста рождаемости были в Мурманской области, Севастополе и Ханты-Мансийском автономном округе – на десятки процентов.
«Количество браков в июле 2024 года по сравнению с июнем 2024-го увеличилось на 11,4%. Число разводов в этом же месяце снизилось на 0,4% по сравнению с июлем прошлого года, – информирует также Росстат. – За семь месяцев количество разводов сократилось на 4,2% по сравнению с январем–июлем 2023-го».
Другие новости минувшей недели. Годовая инфляция наконец-то замедлилась: в августе она составила почти ровно 9%. В 2024-м вплоть до августа рост цен, который фиксировала официальная статистика, в годовом сопоставлении ускорялся.
Центробанк, однако, пока не готов смягчать свою политику. В пятницу регулятор вновь повысил ключевую ставку – на 100 базисных пунктов, до 19% годовых. «Жесткие денежно-кредитные условия работают на замедление инфляции. Наши решения привели к охлаждению розничного и той части корпоративного кредита, которая в меньшей степени завязана на государственный спрос, – пояснила в пятницу на пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров Банка России глава ЦБ Эльвира Набиуллина. – Мы уверены, что инфляция будет замедляться, но набранной к настоящему моменту жесткости денежно-кредитной политики недостаточно для возвращения к цели в следующем году».
Как сообщили в ЦБ, годовая инфляция по итогам 2024 года, вероятно, превысит июльский прогнозный диапазон в 6,5–7%. Но Банк России все равно исходит из того, что с учетом проводимой денежно-кредитной политики в 2025-м годовая инфляция должна снизиться до 4–4,5% и в дальнейшем уже будет находиться вблизи 4%. Центробанк изо всех сил будет к этому стремиться.
Одновременно с этим у правительства осталось около двух недель на то, чтобы завершить формирование проекта федерального бюджета на следующую трехлетку и затем внести его в Госдуму. «Министерство финансов, Министерство экономического развития работают над формированием прогноза и параметров главного финансового документа страны», – сообщил на заседании правительства премьер Михаил Мишустин.
При этом с подготовкой именно прогноза министрам предстоит теперь ускориться. «Правительство формирует бюджетный прогноз на долгосрочный период. Ранее он вносился на рассмотрение в кабинет министров только после утверждения главного финансового документа страны, это было в декабре – начале января. Принято решение о сокращении сроков его разработки, теперь он должен быть представлен до 15 ноября текущего года», – объявил премьер. Это необходимо, чтобы обеспечить сбалансированность бюджетной системы в долгосрочной перспективе.
И особого рассмотрения, как можно судить, потребуют два момента. Во-первых, ситуация с ценами на нефть. Ведь на минувшей неделе котировки Brent падали в моменте ниже 70 долл. за баррель, достигая тем самым минимальных за последние почти три года показателей. А значит, вслед за Brent еще ниже падала в цене и российская нефть Urals. Затем котировки отыгрывали падение, но если брать тенденцию всего 2024 года, то Brent уже и так значимо подешевела. Значимо для бюджета – с учетом тех комфортных для него котировок, которые ранее упоминали правительственные чиновники (см. «НГ» от 11.09.24). Во-вторых, следует разобраться, что будет еще с ненефтегазовыми доходами бюджета в условиях, когда внутренний спрос и дальше зажимается мерами ЦБ.
Премьер Михаил Мишустин между тем подтвердил на прошедшей неделе, что в любом случае в проект бюджета уже «заложено финансирование приоритетных направлений – это и национальные проекты, и государственные программы, и достижение национальных целей, выполнение социальных обязательств перед гражданами». Как уточнил Мишустин, речь идет о помощи семьям с детьми, о вопросах развития медицины, образования. Также, конечно, в проекте закладываются средства на «решение ключевой задачи – обеспечение технологического и промышленного суверенитета страны».