Фото Вячеслава Викторова / Фотобанк Росконгресс
Минувшая неделя прошла под знаком Восточного экономического форума (ВЭФ). И дискуссии на нем разгорались по разным поводам. Например, по поводу того, как сохранить в российских регионах промыслы, которые существовали сотни лет, но теперь, в новой креативной экономике, если произойдет крен в сторону всеобщей привязки к монетизации и извлечению прибыли, рискуют исчезнуть, как и небольшие краеведческие музеи, как и целые села.
Или, допустим, другим поводом подискутировать стал промышленный майнинг, вызвавший бурный интерес у участников форума, – тема, некоторое время назад казавшаяся скользкой, не очень подходящей для обсуждения даже в кулуарах, а теперь она вполне приемлема и для самых высоких трибун.
«Россия сегодня уже является одним из мировых лидеров по майнингу. Связано это с профицитом энергетических мощностей в Сибири. Но здесь есть определенные вопросы, – пояснил в ходе пленарного заседания ВЭФ президент Владимир Путин. – Конечно, мы рады тому, что бизнес, который работает в этой сфере, неплохо зарабатывает, но этот профицит энергоресурсов в Сибири не должен превратиться в дефицит».
«Майнинг – это хорошо», – сказал президент. И добавил: «Но строительство жилья, промышленных, социальных объектов, снабжение электроэнергией планируемых к строительству производственных мощностей не менее, а может быть, даже более важно». Поэтому правительство приняло решение, которое должно структурировать эту работу.
Если обобщать, то на форуме был задан тон всей экономической, да и не только, повестке на ближайшие годы. «Главная гарантия безопасности – это рост экономики и военного потенциала самой Российской Федерации, надежные, стабильные отношения с нашими партнерами и союзниками», – объявил Владимир Путин.
Российская экономика, как отметил президент, развивается устойчиво, ВВП растет. «Я думаю, что коррекция к концу года будет, но в целом мы можем рассчитывать как минимум на повторение результатов прошлого года, а скорее всего он будет, этот рост, больше. Это основной показатель состояния экономики», – отметил Путин.
И в Минэкономразвития, как будто иллюстрируя выступление президента, на прошлой неделе улучшили свой прогноз. Как сообщили в ведомстве, в 2024 году теперь ожидается рост ВВП РФ на 3,9% против роста на 2,8%, который предполагался в предыдущей, апрельской версии прогноза.
Правда, в Центробанке (ЦБ) происходящее в российской экономике называют не иначе как «перегревом», и с этим «перегревом» регулятор пытается всячески бороться, несмотря даже на то, что, по замечанию самих же представителей ЦБ, в России «возросла доля экономики, которая в меньшей степени чувствительна к денежно-кредитной политике». Похоже, пока на эту политику намного более чутко, чем инфляция, реагирует бизнес, высказывающий недоумение по поводу того, как ему дальше строить экономику предложения.
Хотя стоит все же отметить, что в России наконец-то была зафиксирована дефляция – не рост, а снижение цен. Это довольно редкое для страны явление произошло на неделе с 27 августа по 2 сентября – цены за указанный период снизились на 0,02%, сообщили в среду Росстат и Минэкономразвития.
Наконец, в ходе пленарного заседания ВЭФ было сказано и о том, чего стране все-таки не хватает, причем физически – людей. Это видно прежде всего по рынку труда с учетом выросших потребностей реального производства.
«Как можно решать этот вопрос? Первое, конечно, нужно заботиться о народонаселении, повышать рождаемость, создавать условия для того, чтобы люди обзаводились большой семьей, чтобы это было модно – иметь много детей, как когда-то в России было, по 7, по 9, по 10 человек в семьях, – сказал Владимир Путин. – И второе направление – повышать производительность труда».
Другие новости прошедшей недели дополняли происходящее на Восточном экономическом форуме. Как сообщил Росстат, по итогам первого полугодия доходы ниже границы бедности в стране получали 13,3 млн человек, или около 9% населения РФ. Это примерно на 14% меньше, чем было в первом полугодии 2023-го: тогда за границей бедности находились 15,5 млн человек, или 10,6% населения. В ведомстве объяснили снижение бедности ростом доходов населения (прежде всего зарплат), адресными социальными программами и увеличением пособий.
И еще одна деталь для некоторых скептиков: Росстат сообщил на минувшей неделе, что доверие к официальной статистике среди ее пользователей растет. По данным его опроса, который проводится на ежегодной основе, сейчас 85,5% участников исследования доверяют официальной статистике. «С 2022 года общий показатель доверия вырос на 5,6%», – сообщается на сайте Росстата.
Сейчас все желающие могут пройти новый опрос. Результаты станут основой для развития государственной статистики до 2030 года.