Фото Kremlin.ru
На прошлой неделе президент РФ провел, видимо, финальную серию встреч с частью тех губернаторов, которым скоро предстоят выборы или перевыборы. На доклад к Владимиру Путину последовательно прибыли пятеро должностных лиц – двое действующих руководителей и трое временно исполняющих обязанности. В отношении врио губернаторов итоговая проверка результативности их первых шагов перед самым единым днем голосования (ЕДГ) выглядит вполне логичной мерой. Что же касается переизбираемых глав регионов, то до них, видимо, наконец-то дошла очередь.
В принципе предвыборные инспекции губернаторского корпуса, которые проводит президент, – это дело регулярное. Однако все же иногда и в ходе такой рутины проявляются отдельные показательные нюансы. Например, теперь уже можно точно сказать, что введен некий публичный знак, показывающий всем особое отношение Путина к тому или иному главе региона. Это фотография рукопожатия при встречах в Кремле или подмосковной резиденции президента.
Из пятерых его собеседников на минувшей неделе такого знака удостоились двое – губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин и врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин. Возможно, конечно, что пресс-служба Кремля просто выставляет рандомно наиболее удавшиеся фото. Но тогда возникает вопрос: почему же как раз первые кадры встреч настолько редко удаются? Ведь за последние месяцев пять по итогам бесед Путина с несколькими десятками губернаторов встречное рукопожатие зафиксировано лишь с главами Чечни и Мордовии – Рамзаном Кадыровым и Артемом Здуновым.
Поскольку у Бабушкина и Демешина вроде бы нет никаких объединяющих признаков – ни в биографии, ни в нынешней деятельности, то, похоже, следует признать, что показ соответствующей фотографии – это именно политическое решение. Потому что Путин, наверное, все-таки здоровается со всеми, кто к нему приходит. Пожал руку он скорее всего в том числе и ярославскому губернатору Михаилу Евраеву, а также врио из Вологодской и Самарской областей Георгию Филимонову и Вячеславу Федорищеву. Но этого нам не показали, тогда как в отношении Бабушкина – одного из бывших путинских адъютантов – был продемонстрирован и еще ряд знаков.
Скажем, президент сказал, что тот «молодец просто» – за ликвидацию в области очередей в детские сады. А на ту часть доклада губернатора, которая касалась поддержки бойцов СВО и их семей, Путин тоже отреагировал живо: «Думаю, что вам легко говорить с нашими бойцами – имею в виду, что вы и сами служили в одном из боевых подразделений». Любопытно, что в ходе президентских бесед с регионалами на прошедшей неделе прозвучало имя еще одного адъютанта – нынешнего помощника главы государства Дмитрия Миронова.
Между тем о как бы ключевом событии, которое всем этим путинским собеседникам вскоре предстоит, то есть, собственно, о выборах, на данных встречах не было сказано ни слова. В условиях «осажденной крепости» федеральный Центр, похоже, отказался даже от формальной демонстрации прежней значимости электоральных процедур. Так что скорее всего теперь снят и заданный на старте ЕДГ параметр, а именно: явка избирателей – повыше, результат победителя – скромнее. Потому что на рост потенциала активности граждан не работают именно государственные СМИ. То есть показатели по явке от регионов примут любые, а значит, и по процентам губернаторов – тоже.
Деполитизация выборов при этом сопровождается усилением их департизации. Хотя де-юре число участников кампаний остается высоким, прогнозы по их результатам предлагаются низкими, а часто – до степени смешения с нулевыми. Поэтому на минувшей неделе две думские партии – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) показали, что они готовы укреплять и дальше свой системный имидж. Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин и лидер СРЗП Сергей Миронов в ходе региональных поездок стараются встречаться с главами субъектов РФ. Не всегда это у них получается, но тенденция заметна. И это понятно: раз реализация внутренней политики отдана на откуп регионалам, коммунисты и эсэры вынуждены с теми договариваться. Видимо, в том числе по конкретным показателям и на нынешних выборах, и на выборах будущих – в Госдуму-2026.