Иллюстрация Pixabay.com
На прошедшей неделе президент удостоверился в высоком качестве работы двух серьезных организаций. Глава «РусГидро» Виктор Хмарин отчитался Владимиру Путину как о финансовых показателях этой энергетической компании, так и о ходе кампании по ее переезду в Красноярск. На днях президент опять напомнил о том, что ключевые экономические субъекты должны рассредоточиваться по всей стране. Председатель Счетной палаты Борис Ковальчук рассказал главе государства о приоритетных задачах и планах своего ведомства. Он был недавно назначен на данную должность, но уже готов действовать оперативно и эффективно для защиты средств госбюджета.
Собственно Путин об этом и сказал Ковальчуку: «У нас и доход бюджета возрастает, и дефицит минимальный, ненефтегазовые доходы хорошо себя показывают, нефтегазовые сейчас подрастают, но лишних денег нет». Поэтому президент выразил надежду, что Счетная палата будет пристально следить за финансовой дисциплиной и явного криминала точно не пропустит. «Прямая связь у нас есть – в наиболее острых случаях прямо без всякого стеснения снимайте трубку и мне звоните», – напомнил Ковальчуку Путин. Впрочем, конечно, у первого точно имеются и другие каналы коммуникации с последним. Ведь глава Счетной палаты относится к представителям второго поколения ближайшего путинского окружения.
Еще один из этой плеяды – вице-премьер Дмитрий Патрушев на минувшей неделе также проявлял управленческую активность. Ему в правительстве поручено курировать в том числе и экологическую сферу, а там накопилось много проблем, прежде всего – мусорных. Но Патрушев-младший сейчас не столько входит в курс подобных дел, сколько последовательно анонсирует уже соответствующие стратегические решения. Вряд ли это какое-то прямое соревнование именно этих двоих «принцев», однако как раз им, по сравнению с прочими фигурантами «списка наследников», оказывается большее медийное внимание.
Информационные рычаги имеют не меньшее значение, чем административные и финансовые, поскольку составляют с ними неразделимую властную триаду. Поэтому на уровне государства на прошлой неделе и было принято в этом контексте несколько значительных решений. Например, был установлен окончательный запрет на использование гаджетов в зоне СВО – кроме тех, конечно, которые необходимы для боевой работы. Но это не более чем официальное объяснение со стороны генералов, заседающих в Госдуме, которые при принятии таких законов сильно горячились, обвиняя тех, кто против, чуть ли не в работе на врага. На самом же деле арест военнослужащего по решению командира за неразрешенное электронное устройство – это мера по предотвращению утечек информации с линии фронтов.
С усилением информационного контроля, судя по всему, связано и такое громкое событие минувшей недели, как приговор видеохостингу YouTube. Его последовательная деградация, видимо, все-таки приведет к блокировке этой интернет-платформы. Поводы, понятно, приводятся политические – неисполнение законодательства РФ, запреты каналов российских СМИ и госпропагандистов, потворство оппозиционным ресурсам и пр. Правда, есть сомнения, что данные аргументы все-таки стали настоящей причиной для фактически уже объявленного бана. Возможно, тут имеются и бизнес-соображения, связанные с возможностью развивать аналогичные российские площадки лишь в условиях их безальтернативности. Впрочем, это все равно будет одним из элементов информационной политики властей.