Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе продолжила развиваться ситуация вокруг одного из самых заметных кадровых решений последнего времени – отставки министра обороны Сергея Шойгу и его перехода на пост секретаря Совета безопасности РФ. А также соответствующей замены Шойгу Андреем Белоусовым – прежде первым вице-премьером правительства РФ. Бывший секретарь Совбеза Николай Патрушев в итоге стал помощником президента с несколько непонятными полномочиями ответственного за кораблестроение. И конечно, не менее важным выглядело еще одно назначение – теперь уже экс-губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Также на должность президентского помощника, но уже с кураторством над ВПК, спортом и деятельностью Госсовета.
Если посмотреть чуть ретроспективнее, то становится понятно, что большая рокировка вокруг Владимира Путина стартовала 11 мая. Тогда он провел встречу с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым и пока еще главой Минпромторга Денисом Мантуровым, который через пару дней стал единственным первым вице-премьером. По итогу же всех этих серьезных перемещений получилось, что теперь оборонно-промышленной политикой занимаются сразу все и везде. И в правительстве – очевидно, что с опорой на тот же «Ростех», и в Совбезе – с учетом больших связей экс-министра в данной сфере, и в Кремле – во исполнение прямого поручения президента. И понятное дело, в Минобороны – потому что обязанностями Белоусова прямо названы прежде всего ревизия проводимых затрат на военное строительство и их оптимизация.
Таким образом, как представляется, Путин аккуратно модернизировал внутривластные расклады, несколько по-новому сбалансировав центры влияния, сложившиеся во власти, но все их сохранив. И это, конечно, не пресловутые «кремлевские башни», а гораздо более мощные конгломераты, опирающиеся в том числе на фигурантов из ближайшего окружения президента. Но в принципе минувшая неделя показала, что в своей кадровой политике национальный лидер придерживается уже суперконсервативного подхода. В кабинете министров произведено фактически ноль изменений, если опять не брать во внимание обязательные внутриэлитные балансы.
Появление в правительстве ряда бывших губернаторов вроде калининградского Антона Алиханова или курского Романа Старовойта, похоже, именно из этой оперы, кемеровский Сергей Цивилев на посту главы Минэнерго – наверное, все-таки немного из другой. Новый же спортивный министр, которым стал хабаровский Михаил Дегтярев, имеет отношение, видимо, уже к более легкому жанру. Точно такое впечатление о применении чисто консервативных соображений складывается и от переназначений в администрации президента. Там все ключевые фигуры остались на своих местах – начиная с руководителя аппарата Кремля, продолжая его первыми и обычными замами и заканчивая основным массивом помощников и советников. За исключением вышеупомянутых околопутинских вип-фигур – Патрушева и Дюмина, на этом этаже президентской администрации тоже лишь единичные обновления.
Между тем на прошлой неделе Совет Федерации и Госдума, соответственно получив от президента перечень предложений по силовым структурам, а от только что утвержденного премьера – список его заместителей и министров, оперативно приступили к реализации своих новых конституционных полномочий. Верхняя палата должна была провести консультации по руководителям так называемых ведомств «со звездочкой» – и оказалось, что не сбылись прежние прогнозы, что те пройдут в кулуарной тиши. Наоборот, претендентов показали и на заседаниях комитетов СФ, и выступающих на пленарном заседании. Тут главным героем стал Белоусов с его фразой «ошибаться можно, врать – нельзя».
Однако не меньшую открытость продемонстрировала и Госдума, которая работала по кадрам два дня подряд. Сперва депутаты утвердили вице-премьеров, отдав приоритет, судя по раскладу голосов, Дмитрию Патрушеву, Дмитрию Чернышенко и Денису Мантурову. Потом наступил черед министров, в ходе которого несладко пришлось прежде всего социальному блоку, в частности главам Минпросвещения и Минтруда – Сергею Кравцову и Антону Котякову, хотя немного досталось и министру экологии Александру Козлову. А показательным сюжетом обоих думских дней стал тот или иной претендент, стоящий на думской трибуне вполоборота к залу или вообще спиной к нему. Но не из-за пренебрежения к депутатам, а из уважения к председателю нижней палаты Вячеславу Володину, постоянно читавшему нотации правительственным чиновникам.