Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе Владимир Путин часто обращался к различным проблемам страны, что позволяет говорить о значительном усилении его вовлеченности во внутриполитическую повестку. Было хорошо заметно, что в ходе любых мероприятий с участием президента, будь то совещание с правительством, встречи с главами отдельных ведомств или руководителями регионов, акцент делается прежде всего на работу властей в социальной сфере, то есть с людьми, а среди тех приоритет отдается участникам спецоперации и их семьям. Но примерно на том же уровне внимания Путина находятся и новые субъекты РФ, о которых он постоянно напоминает всем чиновникам.
В ответ президент, конечно, получает снизу большие порции позитива и благодарностей за личное вмешательство в ту или иную ситуацию или участие в ее разрешении. Очевидно также, что всем собеседникам Путина, судя по всему, рекомендовано обязательно обращаться к нему с просьбами, прежде всего финансовыми. Это в первую очередь касается глав регионов, которые, впрочем, скорее всего и сами догадываются о наличии для них такой опции. Что же касается трансляции позитива снизу наверх, то чемпионом прошлой недели, наверное, следует признать министра просвещения Сергея Кравцова, доложившего о том, как в стране все хорошо со средним и средним специальным образованием, в частности материально-техническим оснащением этой сферы.
На встрече президента с министром как раз и было отмечено, что тема развития новых субъектов РФ – один из ключевых приоритетов главы государства. О них же Путин говорил и в ходе общения с руководителем Федеральной антимонопольной службы Максимом Шаскольским, а потом широко обсудил данную тему с правительством на очередном совещании. Даже тема этого мероприятия была сформулирована предельно конкретно – о социальной поддержке новых территорий и проживающих там граждан. ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области удостоились и как бы отдельного пункта, дополняющего перечень из шести ключевых направлений деятельности исполнительной власти в 2023 году, который на этом совещании сформулировал Путин. Напоминание о новых регионах прозвучало и в праздничном обращении президента ко Дню работника прокуратуры РФ, и во время его видеоразговора с губернатором Липецкой области Игорем Артамоновым.
На прошедшей неделе российский лидер провел незапланированную ранее поездку к Башкортостан, чтобы участвовать в прощальной церемонии с бывшим президентом республики Муртазой Рахимовым. На встрече с нынешним ее главой Радием Хабировым Путин опять говорил о поддержке участников спецоперации и их родных, получил позитивный доклад и очередные просьбы к федеральному Центру. Однако было замечено, что президент РФ по своей инициативе погрузился в прошлое – времена своего прихода к власти, когда руководители самых крупных регионов страны имели большое влияние на внутриполитические расклады. Путиным роль Рахимова была изложена следующим образом: «Он проводил очень взвешенную национальную политику, принимал практическое, реальное участие в жизни всей России и, без всякого преувеличения, сыграл очень важную, стабилизирующую роль на переломном этапе российской истории. Это огромная его заслуга».
На фоне повышенного внимания к военнослужащим СВО показательно демонстративное равнодушие президента к дискуссиям о том, как власть и общество должны реагировать на поведение тех, кто уехал из России. На минувшей неделе обсуждение сфокусировалось вокруг не столько всей массы релокантов, сколько той их части, что допускает публичные высказывания против нынешней политики страны. Показательно, что ведущими дискуссии выступают высокопоставленные должностные лица, например председатель Госдумы Вячеслав Володин, депутат ГД Олег Морозов и его многочисленные коллеги, сенатор Андрей Клишас и ряд других членов СФ. Проговариваются такие меры наказания пресловутых «негодяев», как конфискация их имущества, поражение в гражданских правах, долговременный запрет на возвращение в РФ и т.д. Всероссийское совещание властей с трудящимися по этому поводу пока склоняется к тому, что будущие санкции придется вписывать в канву действующей Конституции. Как это в определенном смысле несложно сделать, все стали свидетелями в 2020-м, когда произошло обнуление ряда ее принципиальных положений. К сожалению, появляются и заявления, что, если необходимо, то для борьбы с «предателями» можно было бы и приступить к очередной модернизации Основного закона.
Между тем на прошедшей неделе проявились контуры еще одной спецоперации, которую готовят власти уже в отношении предстоящих выборов – как региональных этого года, так и президентских 2024-го. По поручению Путина, например, будет расширен общественный контроль за избирательными кампаниями, но уровень непосредственной вовлеченности в них граждан, возможно, будет понижаться. Скажем, губернаторские выборы можно проводить не напрямую, а в виде голосований в заксобраниях, местные выборы – путем фактических назначений, протестную же активность купировать через повсеместное использование различных технологий, внешне вроде бы и прогрессивных – типа дистанционного волеизъявления через интернет.