Фото Сергея Ведяшкина / Агентство «Москва»
На прошедшей неделе президент РФ исполнил норму конституционного закона «О военном положении», в которой говорится: одним из оснований для такого режима является угроза территориальной целостности страны в результате внешней агрессии. Владимир Путин ввел военное положение в четырех новых субъектах РФ на Восточной Украине, что было ожидаемо. При этом он уточнил, что о конкретных действиях станет известно позднее.
Его решение не вписалось в экспертные прогнозы о наделении тем же статусом как минимум Белгородской и Курской областей. Таким образом, был выбран формальный повод: наличие иностранных, то есть украинских, войск восточнее западных границ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, которые теперь официально являются госграницей РФ. Для соседних с этими территориями регионов президент ввел средний уровень реагирования, то есть следующий после максимального, которым сопровождается само военное положение.
Южный и Центральный федеральные округа переведены в режим повышенной готовности, в остальной России установлен базовый уровень реагирования. И введение данной градации представляет собой законодательную новацию, никак не оговоренную законом о военном положении, но имеющую с ним прямую связь. Каждый из уровней дозволяет применять часть из тех 19 пунктов закона, в которых указываются допустимые решения и действия властей, направленных на мобилизацию экономики, общества и граждан с соответствующими ограничениями их обычных интересов и прав. Иными словами, Путин установил в стране ползучее военное положение, за повышение градуса которого отныне будут нести ответственность правительство и региональные власти. То есть президент повторно использовал схему, уже отработанную в ходе борьбы с ковидом.
Первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко в этом контексте на минувшей неделе дал современную расшифровку давнего лозунга «Все для фронта, все для победы». Он выступил на Всероссийском форуме классных руководителей и дал понять, что учителя, воспитывающие в детях патриотизм, как бы не главные герои развернувшейся битвы. Кириенко предложил отмечать и награждать наиболее отличившихся в этом деле педагогов, но самым цитируемым стало другое его заявление. «Россия всегда выигрывала любую войну, если эта война становилась народной. Так было всегда. Мы обязательно выиграем и эту войну: и «горячую», и экономическую, и ту самую психологическую, информационную войну, которая ведется против нас. Но для этого необходимо, чтобы это была именно народная война, чтобы каждый человек чувствовал свою сопричастность» – вот таким образом государственное информагентство ТАСС представило данное высказывание Кириенко.
Госдума же на прошлой неделе предвосхитила мобилизационные решения верховной власти, объявив, что прекращает трансляцию в интернете своих заседаний. Потом выяснилось, что на Охотном Ряду вроде как отменено и внутреннее вещание. Отказ от прежней открытости объясняется тем, что сейчас нижняя палата обеспечивает законами спецоперацию. При этом Совет Федерации оставил для себя прямой выход в Сеть. Если посмотреть, в чем ключевая разница между сенаторами и депутатами, то сразу понятно, в чем причина. Парламентарии в обеих палатах отличаются не только своей законодательной компетенцией, но и принадлежностью к политическим силам: в СФ она не имеет большого значения, а в ГД – это одна из фундаментальных конструкций. В общем, оппозиционные партии были просто лишены федеральной трибуны.