Фото сайта musicaviva.ru
На прошедшей неделе у одного из трех столичных оркестров, оставшихся без главных дирижеров, появился руководитель. Российский национальный оркестр возглавил Александр Рудин. Среди возможных кандидатов, которые достойны места Михаила Плетнева, основателя коллектива, Рудин «шел» у общественности первым номером. Дирижер-интеллектуал, с огромным опытом художественного администрирования, обладатель знаний в разных стилевых областях (музыка барокко и классицизма в первую очередь), как и Плетнев, исполнитель высшего класса, виолончелист, победитель конкурса им. Чайковского действительно сможет по-новому раскрыть возможности РНО. Другое дело, что у Александра Израилевича огромная нагрузка: он возглавляет камерный оркестр Musica Viva, симфонический оркестр Саратовской филармонии, преподает на двух кафедрах Московской консерватории, выступает как солист. Как маэстро будет распределять свои ресурсы и как это отразится на творческой форме коллективов, покажет время. Министерство культуры как учредитель РНО обещает «активно и всесторонне» (Ольга Любимова) помогать оркестру. Но подарить 48 часов в сутках министерство вряд ли сможет.
В Министерстве культуры начали обсуждать вопросы импортозамещения: становится понятным, что с иностранными производителями в ближайшее время не восстановится. Между тем зависимость от западных производителей в культуре есть, особенно по технической (звуковое, световое, сценическое оборудование) части. Но не только – после выступления Владимира Урина на заседании комитета Госдумы по культуре, распространились слухи о том, что у балерин Большого не хватает пуантов. В комментарии ТАСС Урин пояснил, что проблема в излишней бюрократизированности процесса закупок. «На самом деле на расширенном заседании комитета Госдумы по культуре обсуждался серьезный вопрос появления производств по импортозамещению в сфере культуры. Там выступали представители министерств, ведомств, производители товаров, которые используются в культуре. Я в своем выступлении сказал, что все-таки большое количество позиций товаров, которые используют театры, концертные организации и цирки, сегодня не производятся в России. Сказал, что какое-то время, естественно, мы вынуждены для того, чтобы не остановить производство, закупать импортные товары», – напомнил Урин.
По словам генерального директора Большого театра, процесс закупки импортных товаров регламентирован и непрост: «Минпромторг выдает разрешение. Раньше это разрешение выдавалось списком… Сегодня мы подаем разрешение на каждую позицию», – сказал Урин, назвав эту процедуру бессмыслицей. Владимир Георгиевич добавил, что для запуска отечественного производства, которое обеспечило бы нужды учреждений культуры, потребуются годы. По предложению Урина в Минкульте будет создана рабочая группа, которая как раз займется вопросами импортозамещения.
Как не раз писала «НГ», международные связи отныне Россия будет выстраивать с бывшими союзными республиками. Это подтверждает интервью специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, отметившего, что Россия будет максимально развивать культурные связи со странами СНГ, с акцентом на развитие молодежного искусства. Так, проект «Русские сезоны» планируется провести в Узбекистане и Казахстане: «Это будет совершенно справедливо и совершенно правильно. Потому что потребность в этих странах в русском искусстве и российском искусстве огромная, там очень серьезные партнеры», – отметил Швыдкой. Говоря о планах развития молодежного направления, Михаил Ефимович сообщил, что в Казахстане в 2024 году должен состояться Фестиваль молодых режиссеров, который проводит Международный союз театральных деятелей.