Фото Reuters
На прошедшей неделе завершились референдумы о вступлении в состав России бывших украинских территорий – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Показательно, что результаты голосования выстроились в порядке убывания именно так. Донецк показал поддержку по вопросу референдума на уровне за 99%, Луганск – почти 99%. Запорожский показатель – 93%, херсонский – 87%. Эти образования уже подписали с РФ договора о присоединении, которые объявлены действующими с данного момента.
И хотя конкретные эти цифры, конечно, можно ставить под сомнение, но в принципе их нет смысла обсуждать, поскольку они имеют в том числе и историческое обоснование. ДНР и ЛНР уже восемь лет пребывают в российской идентичности, несмотря на все ее приливы и отливы. В Запорожской области под контролем РФ как раз находится наименее украинизированная часть, тогда как Херсонщина за те же восемь пребывания в состоянии крымского фронтира, наоборот, подверглась со стороны Киева усиленной украинизации.
Об исторических обоснованиях принятия в состав РФ новых регионов, а также в целом всех действий России и заявил Владимир Путин, выступая 30 сентября в Кремле в ходе торжественной процедуры подписания четырех международных договоров. Президент РФ, таким образом, продолжил традицию выстраивания будущего страны через ее прошлое с отдельными элементами настоящего. Насколько любые исторические реминисценции, транслируемые властью, адекватно воспринимаются современными людьми, – это, понятное дело, большой вопрос, вряд ли имеющий что-то вроде окончательного ответа. Но, в общем, вполне можно предположить, что граждане РФ хотели бы наблюдать в речах лидера страны несколько иной баланс истории и реальной действительности – с большим смещением в сторону последней.
Однако Путин встраивает в настоящее не только российское прошлое, но и геополитическую историю земной ойкумены, выступая в данном случае в роли своего рода предводителя пикейных жилетов. Эта позиция в народе обладает, конечно, определенной и даже весьма высокой популярностью, но практика уже показала, что телевизор не может победить холодильник в прямом сражении. В лучшем для власти случае успехи пропаганды в такой битве, достигнутые путем манипуляций, просто заталкивают часть населения в пресловутую внутреннюю эмиграцию, что только расшатывает фундамент поддержки самой власти.
Так и было в том же СССР, который президентом упоминался негативно на минувшей неделе два раза. И в кремлевской речи, и в выступлении на митинге-концерте на Красной площади. В целом, по мнению Путина, именно Советский Союз дал основания для нынешнего конфликта России с Украиной и Западом. Одновременно и в силу своего неверно организованного существования в качестве государства, и из-за своего распада вследствие предательства тогдашних элит. Из современности президент считает актуальными, кроме референдумов, еще спецоперацию и объявленную им 21 сентября частичную мобилизацию.
Но именно по последней теме Путину на прошлой неделе пришлось проводить специальное совещание членов Совета безопасности РФ. Это «очень важный, жизненно важный вопрос» для страны, сказал президент. А потом сам же показал, что, похоже, не везде власти это дело так и воспринимают. «Вместе с тем в ходе мобилизационных мероприятий – от граждан поступает много информации на эту тему: об организации самого призыва, качества снабжения, бытовых условий и других вопросов – в ходе мобилизации возникает много вопросов, и нужно исправить все ошибки и не допускать их впредь – по тем гражданам, кому, например, полагается отсрочка», – подчеркнул Путин. Новостью стало его заявление, что в призывные комиссии включены прокуроры – и Генпрокуратуре уже поручено активно задействовать свою вертикаль. Кстати, заглавный доклад на Совбезе как раз и сделал генпрокурор Игорь Краснов. Причем, судя по репликам Путина, он был ознакомлен с результатами того мониторинга мобилизации, который в предшествовавшие дни вели ведущие государственные СМИ.