Фото REUTERS
Минувшая неделя стартовала с рапорта ФСБ об оперативном раскрытии убийства журналистки Дарьи Дугиной – дочери общественного деятеля и патриотического философа Александра Дугина. Буквально за пару дней оперативники и следователи выявили и проанализировали большой массив информации. И пришли к выводу, что преступление подготовила и реализовала гражданка Украины Наталья Вовк. Тут же ряд медиаресурсов выложил еще более компрометирующие ее данные, например, службу в националистическом подразделении «Азов», которое в России по решению Верховного суда признано террористической организацией.
При этом подозреваемая в совершении теракта – подрыве автомобиля, за рулем которого находилась Дугина, понятное дело, уже успела покинуть Россию. Видеокамеры засекли якобы именно машину Вовк, пересекающую границу с Эстонией в Псковской области днем 21 августа. Само же преступление произошло поздним вечером 20 августа, когда Дугина возвращалась с патриотического фестиваля в Московской области. Таким образом, столь быстрое расследование, в общем-то, оказалось запоздалым, но четко сфокусированным на однозначной вине украинских спецслужб, а стало быть, и властей Украины. Официальный Киев поспешил откреститься не столько от самих обвинений, сколько от причастности к нему самому этой предполагаемой преступницы.
По указу президента РФ Дугина была награждена орденом Мужества, на церемонии общественного прощания с ней прозвучали все подобающие речи. Но потом стали выплывать разнонаправленные подробности. С одной стороны, они вроде бы свидетельствовали о высоком уровне подготовки данной диверсионной операции. А с другой стороны, например, рассказы самых ближайших родственников Вовк, кстати, находящихся в подконтрольном России Мариуполе, показывали ее в качестве персонажа, неспособного к действиям в стиле Джеймса Бонда. И пока осталось непонятным, что это означает: то ли ФСБ все-таки поспешила с версией, то ли у теракта оказалось очень мощное медийное прикрытие.
Акцент именно на информационном противостоянии РФ с Украиной и в целом с Западом в ходе спецоперации особенно заметно проявился на прошедшей неделе. Весьма масштабные боевые действия как будто бы свелись буквально к одной точке – Запорожской АЭС. Российские власти продолжили пугать мир последствиями украинских обстрелов этого объекта, а противоположная сторона их только усиливала. Под конец недели произошло отключение от электрической сети Херсонской и Запорожской областей, вроде бы повсеместное, но довольно скоро преодоленное. Это совпало и со слухами о возможном переключении ЗАЭС на Россию, и с запланированным заранее Советом Госдумы. Там ожидаемо приняли жесткое заявление с обвинениями в адрес Киева о готовности устроить ядерную катастрофу в центре Европы. Однако одновременно именно лидерам парламентских партий было поручено сообщить, что в РФ согласны вроде как без условий принять инспекторскую делегацию МАГАТЭ.
И как раз на прошлой неделе власти РФ усилили интригу вокруг предполагаемых референдумов в отдельных областях Украины. Это стало своеобразным ответом на тот факт, что разведки разных стран, аналитики и СМИ совсем запутались в этом вопросе. Вроде бы для присоединительных плебисцитов дата 11 сентября уже перестала быть актуальной – вместе с планом одновременного проведения голосования в ДНР и ЛНР, на Херсонщине и в Запорожье. Однако первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко вдруг взял и огласил данные неких соцопросов, проведенных среди жителей этих регионов. Диапазон поддержки лозунга о воссоединении с Россией – от 75–77% на недавно освобожденных территориях до 91–92% в Донбассе. А тут еще Владимир Путин, издавший указ о выплатах возможным будущим гражданам денег на подготовку детей в школы, упомянул в нем и Харьковскую область, которую РФ контролирует не более чем на треть.
Этот указ показателен еще и тем, что Москва явно намерена «гуманизировать» ход спецоперации как минимум для представления госпропаганде соответствующих информповодов. Поэтому президент не только выдает матпомощь украинским родителям, но и разрешает тем из них, кто оказался сейчас в России, работать здесь беспрепятственно и без ограничений по срокам. Правда, для этого надо прийти в полицию на дактилоскопирование и фотосессию. Заметим, что и Кириенко представил вышеуказанные социологические исследования в своем выступлении перед учителями ДНР и ЛНР, которые были собраны на специальный форум «Практикум наставников».