Фото novayaopera.ru
«Культура отмены» и в России, похоже, набирает обороты, а потери весьма ощутимы. В среду стало известно, что главный дирижер московского театра «Новая Опера» Валентин Урюпин покинул свой пост – «в силу очень веских личных причин», как написал музыкант в обращении к коллективу. Ничто в этом письме не говорит о конфликте с руководством – напротив, лишь слова благодарности всем сотрудникам театра – от директора до технических служб – и сожаления. «Я с нетерпением ждал нового сезона, с любовью нами спланированного, скучал по коллективу, который так тепло меня принял и поверил. Для меня это большая и абсолютно вынужденная потеря», – написал музыкант.
Скорее всего отставка была вынужденной. Урюпин, уроженец Харьковской области, подписал открытое письмо музыкантов против специальной военной операции и был единственным, кто занимает руководящую позицию в крупном учреждении культуры. Вывод – в свете отставок последнего времени – напрашивается сам собой.
Валентин Урюпин был едва ли не самым перспективным музыкальным руководителем в оперных театрах России последнего времени. Он подарил новое дыхание оркестру и труппе Новой Оперы. Российская премьера «Мертвого города» Корнгольда, по мнению критиков, стала одним из главных событий сезона, в том числе и благодаря звучанию оркестра, симфонические программы (с исполнением масштабной Третьей симфонии Малера, например), свежий импульс в формировании программы Крещенского фестиваля, работа над репертуарными спектаклями – все это Урюпин сделал за один сезон. Следующий обещал быть не менее интересным. Сможет ли театр приглашать дирижера на срочный контракт (он заявлен как дирижер-постановщик «Иоланты» Чайковского и «Карлика» Цемлинского) – пока не известно.
В пятницу Зельфира Трегулова побывала в Калининграде, где строится здание Третьяковской галереи. «Я просто вышла к вам, пройдя по этой грандиозной стройке в состоянии абсолютно сумасшедшего восторга от того, какое музейное здание появится в стране… Это не просто залы для показа тех или иных художественных произведений и тех или иных экспонатов... Это некое пространство, пространство культуры, пространство духа, если хотите, где будет все… В Третьяковской галерее есть уже большая, серьезная традиция проведения фестивалей классической музыки, камерной музыки, только у нас одна огромная проблема – в наших зданиях в Москве нет пространства и нет сцены, на которой мог бы выступить симфонический оркестр даже в каком-то ограниченном составе, а здесь это будет», – отметила Трегулова. Строительные работы планируется завершить к концу 2023 года.
А в субботу исполнилось 85 лет Андрею Кончаловскому. Режиссер, дважды удостоенный премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, сейчас работает над сериалом, посвященным временам Октябрьской революции. От пышных торжеств в честь круглой даты Кончаловский отказывается – отмечает день рождения в кругу семьи.
Сотрудники Музея Москвы сообщили об интересной находке – в ходе подготовки выставки «Москва без окраин. Арбат» они собирали вещи в квартире Елены Фабиановны Гнесиной и обнаружили неизвестную любовную записку 1915 года. Исследователи предполагают, что письмо мог написать Александр Николаевич Савин – муж старшей сестры Гнесиной, Евгении Фабиановны. «У нас в архиве хранятся рукописи его стихов, и почерк очень похож. Тогда непонятно, почему шкатулка оказалась среди вещей Елены, и про какие трагические события и неразделенную любовь идет речь. Возможно, это нераскрытая тайна семьи Гнесиных, потому что Евгения завещала уничтожить весь ее архив и переписку», – сказали специалисты. Шкатулка с запиской будет представлена на выставке.