Иллюстрация Pixabay.com
На прошедшей неделе погремела новость о том, что не все российские малообеспеченные семьи могут получить положенные им президентские выплаты на детей. Как сообщила Генпрокуратура, были рассмотрены обращения жителей Краснодарского края, оспаривавших отказ в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет.
«Проверка показала, что, обоснованно рассчитывая на государственную поддержку, указанные граждане в мае текущего года обращались с соответствующими заявлениями в отделение Пенсионного фонда РФ (ПФР) по Краснодарскому краю. В назначении выплат им было отказано с указанием на доход, превышающий краевой прожиточный минимум на душу населения, – поясняют в ведомстве Игоря Краснова. – Однако прокурорами установлено, что региональным отделением фонда при рассмотрении заявлений допущена техническая ошибка». Доход семей был необоснованно завышен, а произведенные в автоматическом режиме расчеты некорректны.
После детального изучения ситуации в регионе вскрыто более тысячи неправомерных решений, которые изменены, права жителей края восстановлены. «Учитывая распространенный характер таких нарушений», Генпрокуратура организовала проверку деятельности ПФР.
Ежемесячные выплаты на детей от 8 до 17 лет назначаются малообеспеченным семьям по итогам комплексной оценки их нуждаемости, учитываются и доход, и имущество. Аналогичным образом назначаются пособия беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки, на детей от 3 до 8 лет, одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет. Такой подход повышает адресность. Правда, как ранее сообщали «НГ» в Счетной палате, и без технических ошибок с комплексной оценкой нуждаемости «около 30% малоимущих из малоимущих семей с детьми не смогут претендовать на получение пособия» (см. «НГ» от 08.08.21).
Скандал с выплатами случился в преддверии слияния ПФР и Фонда социального страхования, единая организация начнет работу с 2023 года. Ожидается, что благодаря преобразованию соцподдержка будет назначаться быстрее, а получить ее станет проще.
Минфин обнародовал в среду предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь–июль. Судя по его данным, в июле ситуация резко ухудшилась. За семь месяцев этого года профицит федерального бюджета составил около 482 млрд руб. Хотя по итогам января–июня профицит был почти 1,4 трлн руб., разница всего за месяц – примерно в 900 млрд руб.
На минувшей неделе были рассмотрены предложения министерств и ведомств о дополнительной потребности в ассигнованиях федерального бюджета на предстоящую трехлетку. Как сообщил Минфин, в поступивших заявках указана «потребность в дополнительном финансировании около 5 трлн руб. ежегодно».
Министр финансов Антон Силуанов, обсуждая проектировки на 2023–2025 годы, указал на высокие риски для сбалансированности федерального бюджета. Но он добавил, что в текущих условиях обеспечивается сбалансированный подход: это предполагает «временное использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), мобилизацию доходных источников и оптимизацию расходных обязательств на принципах повышения их результативности».
Как ожидает Центробанк (ЦБ), «основным источником финансирования дефицита бюджета и погашений по долгу будут средства ФНБ и иные ликвидные остатки средств бюджета на счетах в банковской системе, значительный объем которых будет достаточен для финансирования всех обязательств в 2022–2025 годах». Об этом говорится в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики на 2023–2025 годы, который был обнародован в пятницу.
Документ запомнился не этим. Зампред ЦБ Алексей Заботкин, представляя проект, сообщил, что, помимо базового, регулятор рассматривает еще два альтернативных сценария. И один из них предполагает значительное ухудшение мировых экономических трендов и геополитической обстановки. И в этом случае ожидается наступление глобального кризиса, сопоставимого по масштабам с кризисом 2007–2008 годов.