Фото с сайта Совета Безопасности РФ / scrf.gov.ru
Прошедшая неделя завершилась традиционным совещанием президента с членами Совета безопасности РФ. Однако вопреки традиции не появилось никаких официальных подробностей данного мероприятия. На сайте Кремля можно увидеть только перечень участников пятничного разговора с Владимиром Путиным на неуказанную тему. Это спикеры обеих палат Федерального собрания, глава президентской администрации и ключевые силовики, включая, конечно, секретаря Совбеза Николая Патрушева и зампреда Совбеза Дмитрия Медведева.
Такой список персоналий вкупе с отсутствием даже общих слов о теме совещания прямо отсылает к состоявшейся накануне поездке Медведева в ЛНР. В своем Telegram-канале сам он рассказал об этом так: «По поручению президента РФ провел совещание, посвященное первоочередным мерам обеспечения безопасности республик Донбасса». Зампред Совбеза не только сообщил о встречах с главами признанных лишь Россией и КНДР образований, но и перечислил, с кем он вообще совещался в Луганске. Это силовики: генпрокурор РФ, руководители МВД, ФСБ и Следственного комитета, из гражданских – первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко и министр строительства РФ.
По словам Медведева, особое внимание было уделено не только восстановлению ДНР и ЛНР и социальным проблемам их жителей, но и гармонизации законодательства республик с правовой системой России. Поэтому присутствие Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина уже на совещании у Путина, понятное дело, было обязательным. Что же касается зампреда Совбеза, то ему, похоже, поручена политическая часть спецоперации, итогом которой должны стать референдумы о присоединении к РФ ряда регионов Украины. Однако для достижения этой цели как раз и необходимы значительные усилия властей в социально-экономической сфере и в области обеспечения безопасности. И для этого тоже нужна подгонка законов под единые стандарты. А для того чтобы все эти процессы курировать, Медведев, судя по всему, превращается для «новой России» в своего рода «вице-президента» – как минимум на какое-то время и пока, видимо, только там.
Между тем сам президент оставляет за собой функции куратора политпроцессов внутри «старой России». На минувшей неделе Путин провел две видеовстречи с руководителями регионов, которым 11 сентября предстоит показать, что они заслуживают избавления от статуса врио. В адрес кировского губернатора Александра Соколова и главы Марий Эл Юрия Зайцева прозвучали пожелания удачи и успехов, однако не на выборах, а в работе по развитию порученных им территорий. Путин по обыкновению предпочитает делать вид, что избирательные кампании для него представляют собой чисто техническую процедуру.
А вот с губернатором Белгородской области Вячеславом Гладковым президент на прошлой неделе решил встретиться лично. Формально это был отчет о результатах развития данного субъекта РФ, но глава государства сам обозначил, что также предполагается «обсудить вопросы безопасности». Белгородская область граничит с зоной украинской спецоперации, в приграничных районах ситуация складывается непростая, есть недовольство людей, живущих в основном за счет своих хозяйств, доступ к которым у многих теперь ограничен. Однако в официальном пресс-релизе эта часть разговора Путина с Гладковым не приведена.
Что же касается кампании по проведению единого дня голосования – 11 сентября, то на минувшей неделе она плавно вкатилась в фазу полномасштабной агитации. Но предвыборный пиар проистекает в более сдержанном, чем в предыдущие годы, тоне. Сказывается в первую очередь все та же спецоперация, а во вторую – референдумный характер губернаторских выборов, которые в этот раз являются ключевым событием. Избрание депутатов разного уровня в нынешнем году минимизировано, несистемные партии и оппозиционные самовыдвиженцы повсеместно или вовсе не допущены, или уже изгнаны, а парламентские политструктуры, похоже, не хотят тратить значительные ресурсы на пропаганду инициатив и идей, уже давно известных всем избирателям.