Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
На минувшей неделе президент РФ продолжил принимать рапорты об успехах и проблемах регионального уровня у тех губернаторов, для которых нынешний год перевыборным не является. При этом Владимир Путин лично встретился и с губернатором Московской области Андреем Воробьевым, и с главой Кабардино-Балкарии Казбеком Коковым, и с начальником Тульской области Алексеем Дюминым.
Такого рода мероприятия в последнее время проходят в Кремле регулярно, но в этот раз получилось массово. Когда же встречи были единичными, то можно было делать разные выводы. Например, если с докладами приходят прошлогодние назначенцы, то это, наверное, просто проверка работы того или иного руководителя за время его пребывания в должности. А если с отчетом появляется кто-то из числа бывших путинских адъютантов, то, возможно, президент уже думает о достойном завершении этого этапа его карьеры и дальнейших перспективах.
Но теперь выборка собеседников Путина по некоему единому критерию никак не складывается: у Воробьева выборы на будущий год, Коков, который на посту с 2019 года, вообще избирается через парламент, а Дюмин свой пятилетний мандат получил в 2021-м. Общим признаком для них является только принадлежность к региональному этажу единой системы публичной власти, которая – в виде и идеи, и правовых норм, а именно: поправок к Конституции и специального закона – представляет собой детище исключительно путинское.
Кстати, губернаторский уровень публичной власти, по сути дела, стал последним ее собственно политическим уровнем. Ниже – на этаже местного самоуправления – скоро останутся одни назначенцы от губернаторов либо вообще просто чиновники, не считая, конечно, сильно урезанных по полномочиям депутатов муниципальных округов. При этом на вершине этой самой единой системы как раз располагается президент. Вот он и показывает, что руководит всей вертикалью в текущем режиме, не передоверяя это дело даже правительству РФ, у которого тоже есть ключ для оперативного управления данной властной пирамидой. В этом контексте понятно, что такому универсальному лидеру страны никак нельзя отказываться от очередной легислатуры 2024–2030 годов.
Тем более что выборы даже максимальной высоты в России все более формализуются. На прошедшей неделе единый день голосования 2022 показал очередные тому примеры. Избрание высших должностных лиц субъектов РФ, за небольшим исключением, проводятся по референдумному сценарию, к нему же усилиями политтехнологов власти подтягиваются и выборы депутатов региональных заксобраний. Объединяющим фактором становится спецоперационная повестка, или так называемый донбасский консенсус системных партий.
А других, собственно, или уже не осталось, или вот-вот не останется. Когда на прошлой неделе «Яблоко» решило напугать Кремль угрозами собственной самоликвидации, эти шаги, как оказалось, пропали втуне. Последняя либеральная партия из официально зарегистрированных даже не удостоилась саркастических упоминаний в провластных медиа, не говоря уже о какой-то положительной реакции на достаточно скандальную для внутренней политики перспективу. А все потому, что «Яблоко» водрузило на свои зеленые знамена пацифистские лозунги, который сейчас для действующего режима стали главным определителем «свой–чужой».
При этом на прошедшей неделе сама власть наконец-то показала, что в отношении как Донбасса, так и восточной Украины в целом у нее есть не только спецоперационные планы, но и сценарий некоего политического процесса по переустройству данных территорий. Пока это обозначается кодовым словом «референдум», процесс организации которого – или которых – вдруг резко ускорился. Это означает, что политадминистраторами, видимо, получено решение президента. Показательно, однако, что уточнения – по какому вопросу будут плебисциты, похоже, специально опускаются. Так что не факт, что речь пойдет именно о присоединении к России ДНР, ЛНР, Херсонской, Запорожской областей и, судя по всему, все-таки Харьковской. Все же, как представляется, сейчас играются сразу несколько вариаций.