Фото Reuters
В опубликованном в субботу интервью региональным СМИ президент Франции Эмманюэль Макрон высказался об отношении к России. «Не следует унижать Россию, чтобы в день, когда закончатся боевые действия, мы смогли бы найти выход по дипломатическим каналам, – заявил он. – Я убежден, что роль Франции состоит в том, чтобы быть державой-посредником».
Отвечая на вопрос об угрозе эскалации в связи с поставками Украине западного оружия и решением Финляндии и Швеции присоединиться к НАТО, Макрон констатировал, что ситуация тревожная. Он отметил, что «потерял счет» телефонным разговорам, которые провел с Владимиром Путиным с декабря 2021 года. Это примерно сотня часов переговоров с российским президентом, за что Макрона, как за подрыв усилий по давлению на Путина, часто критикуют в ряде европейских столиц. Он уточнил, что проводил эти переговоры по просьбе президента Украины Владимира Зеленского и тайны из них не делал.
Президент США Джозеф Байден опубликовал во вторник в New York Times программную статью, излагающую ключевые задачи американской стратегии в Украине. Пообещав продолжение военной помощи Киеву, он заявил, что не видит у России намерений применить ядерное оружие. Ключевой частью статьи стали рассуждения о «красных линиях» – что Америка «не будет делать на Украине». «До тех пор, пока Соединенные Штаты или наши союзники не подвергнутся нападению, мы не будем напрямую участвовать в этом конфликте, ни отправляя американские войска воевать в Украину, ни атакуя российские войска. Мы не поощряем и не позволяем Украине наносить удары за ее пределами. Мы не хотим затягивать войну, только чтобы причинить боль России», – написал Байден.
В тот же день верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил в кулуарах саммита ЕС, что украинский конфликт доказал: Евросоюз должен превратиться в военную силу, для чего его членам нужно увеличить расходы на оборону «в скоординированном режиме». Комментируя высказывания Борреля, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что это «игра словами», однако, по его мнению, «дыма без огня не бывает». «Заявления Борреля при всей неадекватности воинственных слов, звучащих из уст главного дипломата ЕС, отражают тенденцию, навязываемую агрессивным меньшинством всему ЕС. Военизированный Евросоюз – это их идеал. Причем не просто военизированный ЕС в качестве стратегически автономного игрока, а придаток Североатлантического альянса», – подчеркнул Лавров на пресс-конференции по итогам визита в Саудовскую Аравию.
А на пресс-конференции по итогам саммита ЕС, который согласовал шестой пакет санкций, премьер-министр Италии Марио Драги заявил, что «санкции в отношении России продлятся очень-очень-очень долго». По его словам, это отразится на торговых маршрутах, которые могут измениться навсегда. Поэтому необходимо налаживать общеевропейские связи в сфере бюджетной политики, а также в направлениях, «которых не хватает, в частности, по российской нефти и впоследствии по газу». Драги считает, что последствия санкций экономика России ощутит начиная с нынешнего лета.
Министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда заявил на заседании парламентского комитета, что его страна не будет выходить из проекта по добыче сжиженного природного газа (СПГ) «Сахалин-2», даже если ее «попросят уйти». Он объяснил это тем, что проект обеспечивает энергетическую безопасность Японии. «Сахалин-2» производит 10 млн т СПГ в год, 60% из которых потребляется Японией.