Фото сайта kremlin.ru
На минувшей неделе Владимир Путин завершил серию предвыборных бесед с теми главами регионов, у которых в этом году завершается срок полномочий. Правда, с официальной точки зрения президент обсуждает не избирательные кампании, а социально-экономическую ситуацию в том или ином субъекте РФ. Последними на онлайн-разговор с ним были выведены главы Удмуртии и Бурятии Александр Бречалов и Алексей Цыденов, в активе которых оказались обширные перечни как достигнутых за пять лет работы достижений, так и не решенных до конца проблем.
Все предыдущие участники таких встреч с Путиным, хотя и напоминали ему об окончании у них текущего мандата на управление территорией, старались слово «выборы» не говорить. Потому что президент явно не желал это слышать. Однако в этот раз негласное табу нарушили сначала Бречалов, а потом и Цыденов. «Если вы поддержите, то я хотел бы продолжить работу в республике и выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах главы Удмуртской Республики», – сказал руководитель этого региона, подводя итоги доклада. В ответ прозвучало традиционное пожелание успехов, но произнесенное как предложение закончить этот разговор. Цыденов же вообще со своих выборов начал, но все-таки не предстоящих, а первоначальных.
При этом на прошлой неделе образовалась тема, на которую президент говорит с большим воодушевлением и высоким знанием дела. Как выяснилось из короткого интервью Путина телеканалу «Россия 1», тот по-прежнему считается специалистом по мировому рынку энергоносителей, но теперь приобрел еще и компетенцию зернотрейдера глобального масштаба. Речь идет о ситуации с нестабильностью на соответствующих рынках, предупреждениях о возможной нехватке продовольствия и, конечно, о проблемах с блокировкой украинского зерна. Так вот Путин заявил, что последнего вопроса просто не может существовать, если, понятное дело, Запад не будет продолжать свою антироссийскую санкционную политику. Судя по тому, что госаппарат насыщает главу государства фактической информацией, можно предположить, что в Кремле задумались над еще одной спецоперацией. Как минимум информационной, необходимой, чтобы заранее купировать неизбежные обвинения РФ в пособничестве раздуванию голода.
Что же касается собственно украинской спецоперации, то на прошедшей неделе она окончательно превратилась в ключевой внутриполитический фактор. По результатам опросов прояснилось, что это тема, внимание к которой со стороны общества проявляется по-настоящему зашкаливающее. Понятно, что это стало результатом в том числе массированной госпропаганды, которая теперь ведется не только по ТВ, но и в соцсетях. Тем не менее очередная социологическая проверка мобилизационного и информационного эффектов спецоперации показала, что их рост продолжается. Поэтому неудивительно, что вокруг них и сильно выросшего патриотического электората уже начинают сталкиваться такие крупнейшие электоральные игроки, как «Единая Россия» и КПРФ.
Партия власти на минувшей неделе отметилась праймериз с символикой спецоперации, а главное, высказываниями секретаря генсовета ЕР Андрея Турчака, которые показали, что спецоперационые реалии у единороссов в приоритете. Но коммунисты поставили перед собой цель отхватить у ЕР значительную долю патриотически настроенных избирателей. На всероссийском совещании руководства Компартии с региональным активом задача наращивать историю левых побед была поставлена публично. Там же была объявлена своего рода чистка рядов от тех однопартийцев и союзников, которые или противостоят текущему внутриполитическому моменту, или хотя бы даже публично признаются, что не понимают всех его тонкостей.