Заседание Совета Безопасности. 20 мая 2022 года Московская область, Ново-Огарёво. Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев был главным докладчиком на заседании этого органа власти, которое состоялось на прошедшей неделе. Совбез уже давно стал тем единственным местом, где президент предварительно и с относительной долей публичности обсуждает некоторые свои решения. Правда, Совбез в полном составе собирается нечасто, обычно Владимир Путин просто совещается с его наиболее доверенными членами.
Однако в этот раз понадобился именно расширенный формат, где и было объявлено, что против России развязана настоящая война в информационном пространстве. Более того, Верховный главнокомандующий констатировал, что страна подвергается масштабной агрессии, «атаки наносятся из разных государств, и при этом они четко скоординированы». Конечно, заявил президент, эта агрессия в целом провалилась, но все равно «нужно укреплять оборону отечественного цифрового пространства». По словам Путина, слабых мест здесь быть не должно, что логично в условиях, когда Россия, как декларируют ее власти, – это осажденная Западом крепость.
На заседании Совбеза его председатель объявил о необходимости создать «государственную систему защиты информации». При этом задачи и поручения были высказаны Путиным, вполне адекватные проблеме, вот только делается это уже не в первый раз, что он сам и признал. В целом же будущая оборонительная госсистема скорее всего повлечет за собой усиление автономности рунета от остальной Всемирной сети, то есть речь идет о серьезном повышении барьеров. Но, опираясь на имеющуюся практику и вообще отечественную традицию, также можно предположить, что одними техническими и технологическими мерами дело не обойдется, неизбежны будут еще и запретительные, и карательные.
Поднятая на самом высоком уровне проблема кибербезопасности страны, как официально заявлено, стала одним из последствий спецоперации РФ на территории Украины. На минувшей неделе там достигнута очевидная, и уже не военная, а медийная, победа в связи с окончанием осады комбината «Азовсталь» и капитуляции остатков мариупольского гарнизона. В плен сдались все его командиры – и это уже активно раскручивается средствами госпропаганды. Кроме того, в ближайшее время скорее всего стартует еще одна и даже более важная раскрутка – это тема с иностранными специалистами, которые не только обучали и тренировали националистов, но и занимались другими интересными делами.
Что же касается ситуации на так называемых освобожденных территориях Украины, то там уже развернулась следующая фаза спецоперации. Предположения, что это будет организация некоего политического процесса для закрепления данных регионов, прежде всего Херсонской и Запорожской областей, под контролем России, в общем-то не подтвердились. Второй этап спецоперации оказался экономическим. Как заявил на прошлой неделе вице-премьер Марат Хуснуллин, побывавший там с рабочей поездкой, кабинет министров РФ создал штаб по восстановлению разрушений, как военных, так и ставших результатом управления киевских властей. Также уже принято решение о бюджетном финансировании будущих работ, но пока обсуждается их потребный объем. Впрочем, Хуснуллин твердо заявляет, что рубль заменит гривну, а восточные области Украины обязательно найдут себе место в дружной семье российских регионов.
А в части субъектов РФ этой осенью должны пройти выборы разного уровня, хотя продолжаются попытки как минимум сократить масштабы единого дня голосования, а по максимуму и вовсе его отменить. Лидер «Справедливой России – за правду» Сергей Миронов на прошедшей неделе выступил в Госдуме с прямыми призывами к последнему. Интересантами процесса отмены являются и сами эсэры, и, скажем, ЛДПР, вынужденная перестраиваться под нового вождя – депутата Госдумы Леонида Слуцкого, и действующие власти ряда регионов. Но политического решения в Кремле пока, очевидно, нет.