Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
На минувшей неделе российский президент, судя по всему, перешел к оперативному руководству специальной военной операцией (СВО) на территории Украины. По крайней мере очевидно, что информационная работа Кремля теперь направлена на демонстрацию данного факта. Во-первых, в сообщениях о телефонных разговорах Владимира Путина с лидерами различных западных стран непременно подчеркивается, что он подробно разъяснил очередному собеседнику ход СВО, ее тактические задачи и стратегические цели. Крайними слушателями в последние дни оказались президент Финляндии Саули Ниинисте и федеральный канцлер Германии Олаф Шольц.
Во-вторых, что даже более важно, когда на прошлой неделе состоялось традиционное совещание президента с членами Совета безопасности РФ, там центральным вопросом стал доклад министра обороны Сергея Шойгу о развитии спецоперации в настоящий момент. Понятно, что, как не раз подчеркивал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, Путин получает информацию о военно-политических событиях, связанных с Украиной, в текущем режиме. И также скорее всего актуальные проблемы СВО находят место в повестках совещаний Совбеза. Однако показательно, что в скупом сообщении прошедшей недели на этом был сделан особый акцент. Мониторинг же президентского сайта показал, что прежде именно сам ход спецоперации был обсужден 7 апреля, но в режиме дискуссии, то есть без отдельных докладов.
Не исключено, что более пристальное внимание Путина к украинским событиям это как бы не более чем следствие праздника 9 Мая, отмеченного и обычным военным парадом, и Z-атрибутикой. Ко Дню Победы президент, напомним, приурочил и новый указ о присвоении гвардейского звания одному из армейских подразделений, и встречу с отцом погибшего Героя ДНР и России – командира батальона «Спарта» Владимира Жоги. Тем не менее есть, похоже, и объективные факторы, требующие от Верховного главнокомандующего иметь под рукой что-то вроде собственной ставки. СВО сильно теряет в темпе как минимум по сравнению с ростом патриотических настроений и соответственно – предложений, претензий и даже требований к действующей власти, например хотя бы в отношении мобилизации как военнообязанных, так и в целом страны.
Между тем на минувшей неделе произошло и событие, которого многие уже не ждали, поскольку внутриполитическая повестка под влиянием спецоперации серьезно редуцировалась. И все-таки президент обратился к предстоящим осенью региональным выборам. 10 мая случился короткий, но мощный губернаторопад. В отставку были отправлены руководители Томской, Кировской, Рязанской, Саратовской областей и Республики Марий Эл. Всех их в принципе 11 сентября ожидало переизбрание на очередной срок: кого – на второй, а двоих – уже и на третий. Ограничений для этого в законе ныне нет, так что все дело или в политтехнологиях, или в намерении прогнать через разные регионы и должности как можно большее число представителей путинской номенклатуры.
Так что теперь на места представителей первой волны варягов-технократов отправились новые выпускники «Школы губернаторов», патронируемой первым замруководителя президентской администрации Сергеем Кириенко. Из пятерых врио четверо имеют в своей биографии упоминание о пребывании в данном учреждении. Последняя волна назначенцев – это все менее варяги, хотя происхождение из конкретного региона все-таки не является догмой, но все более технократы. Дело дошло до того, что поработать на землю были отправлены два высокопоставленных чиновника администрации Кремля.