Фото REUTERS
Главной героиней экономических новостей Европы, США и России на прошлой неделе оказалась инфляция. Финансовые власти США, ЕС и даже России признавали, что ошибались в своих инфляционных прогнозах и планах денежно-кредитной политики. Вторым по значимости фактором оставался нагнетаемый США и их союзниками военный психоз – его влияние чуть ослабло в начале недели, но к концу снова вернулось к уровню истерии. Экономическая логика перестает быть разумным ориентиром в условиях возможного обострения геополитического и даже военных конфликтов с участием России.
В четверг появились данные об ускорении потребительской инфляции в США. Годовой рост цен в Штатах в январе оказался самым высоким за последние 40 лет и составил 7,5% после декабрьских 7%. Президент США Джозеф Байден в связи с этим сообщил, что для него приоритетами в сфере экономики являются создание рабочих мест и снижение цен. «Мы продолжим восстанавливать нашу инфраструктуру и производство, чтобы мы могли выпускать больше внутри страны и укрепить цепочки поставок», – пообещал Байден. Он подтвердил, что власти США также намерены содействовать повышению конкуренции на американском рынке. Называвший ранее инфляцию временным явлением глава Федрезерва Джером Пауэлл признал свою ошибку.
А в пятницу с признанием ошибок выступили председательницы европейского и российского центробанков Кристин Лагард и Эльвира Набиуллина.
«Инфляция может быть выше, чем мы прогнозировали в декабре», – заявила Лагард. «Вопреки нашим ожиданиям перелома в динамике инфляции на сегодняшний день не произошло. Более того, ее устойчивые компоненты даже усилились», – описала качество своих прогнозов Эльвира Набиуллина.
Примечательно, что российский ЦБ оказался одним из немногих, кто считает статистику инфляции важнее роста производства или развития экономики страны. Эльвира Набиуллина сообщила в пятницу об агрессивном повышении ключевой ставки до 9,5% и пообещала продолжать ее повышение до 11% и выше. При этом руководство других стран не торопится – по примеру России – душить свои экономики резким удорожанием кредитов.
Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил в субботу о снижении ставки налога на добавленную стоимость для ряда продовольственных товаров с 8 до 1%. Он признал, что «на фоне роста цен на продовольственные товары на мировых рынках во многих странах растет инфляция». Но в Турции за сдерживание цен на продовольствие теперь будет платить госбюджет, а не простые граждане через рост кредитных ставок, как это происходит в РФ.
Агрессивные темпы повышения ставок «не решат ни одну из текущих проблем», заявила европейцам Лагард. «Напротив, если сейчас мы будем торопиться, процесс восстановления экономик региона может оказаться значительно хуже, а рабочие места окажутся под угрозой. Это никому не поможет», – сказала глава ЕЦБ. Да в США власти обещают бороться с ростом цен увеличением конкуренции, а не агрессивным (и бессмысленным) повышением кредитных ставок.
Намеки президента Франции Эмманюэля Макрона на возможную деэскалацию вокруг Украины после его переговоров в Кремле вселили некоторую надежду в российские рынки. Индекс РТС московской биржи вырос с начала недели почти на 7% к четвергу. Однако затем снова упал на новостях о массовой эвакуации иностранцев из Украины. И обещаниях американской прессы, что российско-украинская война начнется уже в ближайший вторник. На следующей неделе Россия начинает крупные учения на Черном море с участием флотилии из шести больших десантных кораблей, которые были стянуты к украинскому побережью с Балтийского и Северного флота. Часть экспертов считают, что нагнетание военной истерии в американских медиа и концентрация российских войск – это элементы давления на Киев с целью принуждения его к исполнению Минских соглашений. Эта кампания может продлиться еще не одну неделю. И весьма вероятно, что весь 2022 год российская экономика будет работать в условиях военного психоза и давления будущих санкций.
комментарии(0)