Фото сайта wikipedia.org
Повестка недели в культуре, как и в других областях общественной жизни, связана с воскресным митингом в поддержку Алексея Навального. Среди арестованных есть и студенты творческих вузов – артисты, музыканты, режиссеры. Светооператор Московской филармонии Станислав Семенюк рискнул своей должностью и вывел на стену Концертного зала имени Чайковского надпись «Свободу политзаключенным». Личная позиция сотрудника не совпала с позицией организации, которая остается на платформе «искусство вне политики», справедливо полагая, что сама музыка врачует души и тем самым влияет на здоровье общества. Филармония оказалась в щекотливом положении: нельзя не заметить ни перекрытое метро, ни огромное количество ОМОНа на улицах, ни сообщения об арестах в ходе акции протеста. При этом оставить произвол сотрудника без внимания и тем самым присоединиться к политической повестке дня руководство филармонии тоже не могло себе позволить. Было найдено взвешенное решение отстранить Семенюка от пульта, тот же взял на себя полную ответственность за произошедшее и уволился по личному желанию.
Другая новость, которую активно обсуждали на прошлой неделе (и она еще будет в топе) связана с руководителем Гоголь-центра Кириллом Серебренниковым. Во вторник театр отметил восемь лет с момента открытия, точнее Гоголь-центр, поскольку собственно Театр им. Гоголя, который был преобразован Серебренниковым и его командой, значительно старше: днем были озвучены планы на новый сезон, вечером прошел концерт к Дню рождения, а уже в час ночи в среду в ленте ТАСС со ссылкой на анонимные источники появилась новость о том, что Департамент культуры не будет продлевать контракт Серебренникова (он истекает в конце февраля). Судя по речи самого Серебренникова о прошедших восьми с половиной годах его руководства (напомним, что назначение состоялось летом 2012-го и сопровождалось одним из самых громких театральных скандалов), он готов к отставке. Мотив прощания и подведения итогов сквозил в его словах. «За восемь с половиной лет мы сделали 60 спектаклей, побывали в 35 гастрольных турах и прославились на весь мир. За восемь с половиной лет нас посетил миллион зрителей и мы заработали почти миллиард на продаже билетов. За восемь с половиной лет я научился не бояться своих премьер и бояться чужих. Все восемь с половиной лет мы были счастливы с нашими прекрасными, умными, верными зрителями. А они, надеюсь, были счастливы с нами», – сказал худрук Гоголь-центра.
Разумеется, новость всколыхнула общественность. За эти годы Гоголь-центр нашел свое лицо. Центр, ориентированный на экспериментальное искусство, на актуальную повестку дня (художественную и общественную), обрел свою публику, был признан профессиональным сообществом. Сменяемость руководства – вещь для театров и других творческих (и не только) институтов необходимая, особенно в российском контексте, где подобные должности, за редким исключением, пожизненные, об этом не раз говорил и сам Серебренников. Но есть и исключения во всем мире, особенно когда индивидуальность худрука, свежесть его взглядов позволяют ему выстраивать актуальную политику учреждения. В случае появления нового худрука Гоголь-центр точно будет другим.
В пятницу Минкультуры объявило о финансовой поддержке негосударственных театров: 50 млн руб. будет выделяться на создание новых постановок и другие творческие проекты. Сейчас в общероссийском реестре 366 негосударственных театров, где работает более 5 тыс. человек, среди них – инклюзивные театры, где работают непрофессиональные артисты. Негосударственные организации, работающие в сфере культуры и театрального искусства, по сообщению министерства, в этом году впервые приглашены к участию в программе «Большие гастроли».
комментарии(0)