Фото Reuters
Под конец минувшей недели, похоже, рухнули информационные бастионы, возводимые властью вокруг оппозиционера Алексея Навального, которого ни в коем случае нельзя было поставить вровень с фигурой президента. Имя Навального в Кремле игнорировали так настойчиво и настолько демонстративно, что это уже начинало походить на попытки соблюсти некие табу из черной магии вуду. Например, еще в начале недели, подтверждая факт разговора Владимира Путина с президентом Финляндии Саули Ниинисте о Навальном, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал о «находящемся в СИЗО российском блогере».
И вот пресс-релизом о телефонном разговоре Путина с председателем Европейского совета запрет на имя, вероятно, был аннулирован. «По просьбе Шарля Мишеля затрагивалась также ситуация вокруг А. Навального», – говорится в официальном сообщении пресс-службы президента России. Кстати, сообщения о беседе с Ниинисте на сайте Кремля нет.
Следует, видимо, обратить внимание и на слово «ситуация», использованное в этом пресс-релизе. Понятно, что оно призвано заменить собой упоминание о том, что конкретно в связи с Навальным обсуждалось в этом разговоре. Однако ранее власти РФ вообще отказывались признавать, что возвращение оппозиционера в страну достойно какого-то внимания. Как раз на прошедшей неделе собравшийся в отделе полиции выездной суд назначил Навальному 30 суток некоего «задержания» из-за нарушения им условий отбывания условного срока. Адвокаты уже подали апелляцию на это решение Химкинского горсуда, но ее рассмотрение пройдет явно позже намеченного на 2 февраля судебного заседания о возможном перемещении оппозиционера за решетку. Это значит, что если сомнительное по своей правовой конструкции решение суда о «задержании» в СИЗО и отменят, то иметь значение для Навального сей факт уже не будет.
Между тем вся прошлая неделя прошла в ожидании анонсированных на 23 января акций в защиту Навального, которые его сторонники в подавляющем большинстве регионов даже и не пытались согласовать с властями. Последние приступили к подготовке мер по противодействию протестам тоже сильно заранее. Например, сразу же был запущен тезис об использовании фигуры оппозиционера для полномасштабного зарубежного вмешательства во внутриполитические дела России, и прежде всего предстоящие осенью выборы в Госдуму.
Именно с этой темы на минувшей неделе и стартовала заключительная сессия нынешнего состава нижней палаты. Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил: «У всех должно быть понимание, что все, что он делает, – за этим стоят иностранные спецслужбы. И наша задача – не допустить иностранного вмешательства, кто бы здесь ни проводил их политику». Как оказалось, это была вовсе не случайная фраза. В политических заявлениях лидеров думских партий тема Навального стала ключевой. «Этого деятеля, по сути, надувают уже много лет, прекрасно понимая, что за ним ничего нет, кроме организации российского майдана», – поддержал спикера председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. «Надо по всем уголовным делам вынести приговоры, не шутить и отправить далеко-далеко от Москвы, на Север», – посоветовал властям лидер ЛДПР Владимир Жириновский. О «подлости политиканов, призывающих в соцсетях выйти на несанкционированные митинги в поддержку Навального» именно несовершеннолетних высказался и глава «Справедливой России» Сергей Миронов.
Таким образом, Володин, используя фактор Навального, оперативно вернул системную оппозицию в рамки «крымского консенсуса», который, напомним, и возник на идее совместного противостояния Западу всех «традиционных» партий. Это возвращение уже имеет политические последствия в виде переформатирования СР в социал-патриотическую силу под руководством администрации президента и явных разногласий в рядах коммунистов по поводу возможности и допустимости тактического предвыборного взаимодействия с навальнистами.
комментарии(0)