Фото со страницы facebook.com/pg/rnnmsc/
Культурная жизнь в России оживает: открываются театры, проходят первые премьеры, работают кинотеатры: музыки принимают посетителей. Увы, ожило и поле скандалов - зачастую беспочвенных. Так, на прошедшей неделе Александр Цой, сын солиста группы «Кино» Виктора Цоя, трагически погибшего в августе 1990 года, обнародовал письмо, обращенное ни много ни мало к президенту России. Речь в нем идет о фильме Алексея Учителя «Цой», премьера которого откладывалась уже несколько раз. Возможно, как раз родственники и наследники певца препятствуют выходу картины на широкий экран.
В письме на имя президента наследники Виктора Цоя говорят о том, что не давали разрешения на съемки фильма. Итоговый вариант картины они определяют как «малопочтенное, не соответствующее фактическим обстоятельствам пошлое зрелище, привлекающее аудиторию всем известным именем Виктора Цоя и цинично монетизирующее интригу «раскрытия» чего-то якобы «ранее не раскрытого» в его судьбе». Наследники просят президента вмешаться и не допустить выхода фильма на экраны, апеллируя к тому, что «использование при создании фильма сведений о частной и семейной жизни известных в обществе граждан, в том числе вымышленных сведений, сплетен, скабрезных намеков и т.п., нарушает интересы этих граждан, их родственников и общества в целом. Такие люди, как Виктор Цой, принадлежат не только истории своей семьи, но и истории своей страны. И если такие герои у общества есть, не следует использовать это как вульгарный источник дохода, пользуясь «вольными интерпретациями», – говорится в письме.
Режиссер Алексей Учитель подчеркивал, что снимает фильм по вымышленному сюжету, косвенно связанному с Цоем, и сам музыкант (точнее, персонаж) в фильме не появляется. В основе сюжета – история водителя «Икаруса», участника аварии, в которой погиб музыкант. Ему же предстоит перевезти тело музыканта в Ленинград, в этом же автобусе едут родственники и близкие Цоя, которые в сценарии представлены под другими именами.
Министр культуры Ольга Любимова высказалась по этому поводу с предельной конкретикой (впрочем, примерно так же она говорила и о деле «Седьмой студии»): прокатное удостоверение выдано на законном основании, а все претензии правообладателей к авторам картины должны решаться в судебном порядке. «В установленные сроки продюсеры подали в Минкультуры документы и все необходимые материалы, никаких нарушений законодательства обнаружено не было... Если сегодня возникают какие-то претензии, например, со стороны наследников к продюсерам, то они должны решаться в судебном порядке», – сказала министр. Подобные ситуации, основанные, возможно, совсем не на фундаменте защиты чести и достоинства, (можно предположить, что это PR-ход, или у этой истории есть финансовая подоплека), провоцируют режиссеров на обходные маневры. Назови Учитель фильм не «Цой», а, скажем, «Йоц» и используй новую (но близкую по духу) музыку, результат будет тот же – все поймут, кому посвящена картина, но «возни» с правообладателями не будет.
Удивительно, что это уже не первый скандал с фильмами Учителя. Громкая история была связана с фильмом «Матильда», премьеру которого пыталась предотвратить депутат Государственной думы Наталья Поклонская.
Что касается фильма «Цой», то самое «пошлое» (обращаясь к лексике наследников) в этой истории – высокопарный тон этого письма, который никак не вяжется с образом самого Цоя, воспетого фанатами как носителя идеи перемен. И не только поклонниками, но даже в искусстве – вспомним финал фильма Сергея Соловьева «Асса».
комментарии(0)