Фото Maja Hitij/Getty Images
На прошедшей неделе основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный поехал по стране, чтобы поддержать предвыборную борьбу кандидатов, выдвинутых его региональными штабами. Турне началось с Новосибирска и Томска, но его продолжения теперь, видимо, уже не случится. С московского рейса, на котором летел оппозиционер, его на носилках выгрузили в Омске, чтобы оказать экстренную медицинскую помощь в связи с предполагаемым отравлением.
В горбольнице скорой помощи Навальный впал в кому, причину которой врачи оперативно выяснить не смогли, но все-таки добились, чтобы его состояние не ухудшалось. Соратники основателя ФБК тут же стали высказывать подозрения в адрес власти – и они лишь укрепились по ходу первых суток лечения Навального. Среди оппозиции тут же стали вспоминать другие случаи, когда с оппонентами Кремля случались внезапные болезни. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, пожелавший Навальному скорейшего выздоровления, но так и не упомянувший его имени, тем не менее, по сути дела, первым официально предложил выезд того на лечение за границу. Супруга Навального Юлия воспользовалась этим вариантом и написала письмо Владимиру Путину. В итоге спецборт из Германии 21 августа открыл прямое авиасообщение Омска с Берлином, а на следующий день его закрыл. Таким образом, Навальный вовсе не моментально был эвакуирован в клинику Шарите, в последние годы буквально специализирующуюся на диагностировании оппозиционеров, пострадавших от борьбы с авторитарными режимами.
Результаты германских исследований причины ухудшения здоровья Навального последуют на наступающей неделе, российский же диагноз внятно так и не представлен. Вроде бы в организме пациента были обнаружены следы алкоголя и кофеина, но вроде бы не в рискованных дозах, якобы во всем виноват обмен веществ, но каких – непонятно. В общем, для тиражирования версии отравления никаких препятствий до сих пор так и не оказалось. Ясно пока только одно – Навальный надолго выбит из всех политических процессов, а в первую очередь – из предвыборных.
Как раз на минувшей неделе он презентовал свою команду, представители которой участвуют в местных кампаниях разного уровня и значения. И если совет депутатов Новосибирска и Томская гордума – это достаточно большие выборы, то кандидаты-навальнисты в муниципальных районах и поселениях вряд ли могли сильно обеспокоить власти. При этом Навальный в отношении своих людей дезавуировал систему своего же «умного голосования» (УМГ). По его замыслу, избиратели должны голосовать за них безальтернативно, а вот все остальные оппозиционеры пусть выстраиваются в очередь на УМГ. Понятно, что такого на практике произойти не может, а это значит, что замысел повсеместно прокатить «Единую Россию» реализовать не удастся.
Выборные кампании на прошлой неделе перешли в последнюю фазу – агитационную, которая сопровождается взаимными судебными исками кандидатов. В этом году жесткой атаке спойлеров в первую очередь подвергается КПРФ, на втором месте «Яблоко». При этом интересную позицию занял Центризбирком. Ведомство Эллы Памфиловой вмешивается в ход региональных кампаний эпизодически – и как раз в основном на стороне этих спойлеров. «Яблоку» в жалобах отказано, коммунисты вообще не ходят в ЦИК. Зато там вдруг решили заступиться за независимых наблюдателей. Трехдневное голосование все-таки признано процедурой трудоемкой, а потому участникам выборов разрешено создавать резервы общественных контролеров. Но, правда, лишь в границах одного региона, чтобы не нарушать новую норму федерального закона.
комментарии(0)