Фото Hayk Baghdasaryan/Anadolu Agency via Getty Images
Армения наконец смирилась с неспособностью в одиночку справиться с эпидемией коронавируса и обратилась за помощью к мировому сообществу. Для этого понадобилось заражение полутора десятков тысяч, смерть 250 человек, признание премьер-министра Никола Пашиняна в коллапсе системы здравоохранения – «больницы переполнены, мест нет, несколько человек умерли потому, что их не смогли госпитализировать». В пересчете на миллион жителей маленькое государство вошло в печальный ТОП-5. Это катастрофа, обнажившая ряд острых проблем республики.
Дело не столько в слабости системы здравоохранения (она, по словам ее руководителя Арсена Торосяна, с учетом многолетнего недофинансирования, даже наоборот, продемонстрировала стойкость). Медлительность властей с обращением за помощью, когда даже непосвященным стала понятна ужасающая действительность, а ряд стран давно выразили готовность помочь Армении, можно объяснить одним – внутриполитической ситуацией в республике.
Молодая власть оказалась под сильнейшим давлением оппозиции. Не только бывшей власти, но и недавних союзников по бархатной революции, пути-дороги с которыми по различным причинам разошлись. Какие только обвинения в адрес Пашиняна и его команды сегодня не звучат. Некоторые обоснованно, другие – сотканы из воздуха. Обращение за помощью, несомненно, стало бы еще одним поводом для мощной атаки оппозиции под девизом: здоровье сограждан – задача для власти непосильная, тогда как, например, соседняя Грузия, которая сопоставима с Арменией по площади, численности населения и экономическому развитию, по эпидемической ситуации вошла в мировой ТОП-3.
Кстати, Грузия наряду с Литвой и Россией первой протянула бедствующей Армении руку помощи. Она готова командировать своих специалистов, помочь с тестами, организацией карантинных зон. Словом, всем тем арсеналом, благодаря которому стала примером для подражания даже для куда более сильных, считающихся развитыми государств. При этом политическую ситуацию в этой стране спокойной не назвать. Возможно, власти даже в более тяжелом положении, чем армянские. Правящая «Грузинская мечта» (ГМ) и ее лидер Бидзина Иванишвили находятся под давлением не только оппозиции, но и ее американских союзников из Конгресса и Сената, не устающих обвинять Иванишвили в связях с Москвой, ущемлении интересов американского бизнеса и едва ли не открыто требующих от администрации США помочь оппозиции победить в октябрьских выборах в парламент. Не случайно, похоже, экс-президент Михаил Саакашвили – ныне главный куратор реформ в Украине, еще неделю назад утверждавший, что в силу занятости не следит за событиями на родине, теперь вдохновенно написал в Facebook, что осенью он будет на передовой в Грузии. Посол Украины в Тбилиси был вызван в МИД Грузии для объяснений. Глава МИДа Давид Залкалиани, комментируя ситуацию, заявил, что именно по этой причине Грузия выразила недовольство и отозвала своего посла из Украины для консультаций: «Мы были уверены, что этот человек (Саакашвили. – «НГ»), гражданин Украины, начнет вмешиваться во внутренние дела Грузии».
Президент Украины Владимир Зеленский, однако, вряд ли располагает временем реагировать на каждое заявление своего управляющего по реформам. Он сам под тяжелым многосторонним давлением и по территориальным проблемам, и по экономическому кризису, и по подъему сепаратистских настроений на западе страны. Отбиться бы как-нибудь от всего этого.
Зато полный порядок с устойчивостью власти в Азербайджане и центральноазиатских государствах, кроме разве что вечно кипящей Киргизии.
комментарии(0)