Фото с сайта kremlin.ru
На минувшей неделе президент распорядился изменить внутриполитические приоритеты. Борьба властей с коронавирусом отведена на второй план, а на первый вышло общероссийское голосование по поправкам к Конституции. Владимир Путин назначил датой плебисцита 1 июля, пояснив, что это наиболее подходящий день как с правовой точки зрения, так и с эпидемиологической. Таким образом, тот факт, что указ подписан 1 июня, то есть ровно за месяц до предстоящего мероприятия, должен показать и приверженность Кремля легитимным процедурам, и заботу о безопасности граждан.
Однако по последнему поводу на протяжении прошедшей недели властями несколько раз делались дополнительные разъяснения. Но, очевидно, на всякий случай ЦИК выстроил весь механизм плебисцита с учетом многостраничных рекомендаций Роспотребнадзора. Как раз одним из их последствий и стала норма о демонстрации гражданином своего паспорта члену избиркома с расстояния в полтора метра.
Центризбирком на прошлой неделе вообще принимал такие решения, которые выглядели перпендикулярными заявлениям Кремля. Например, именно из-за вирусной угрозы, которой к 1 июля как бы уже и не должно быть, и введены положения о досрочном голосовании без уважительной причины за шесть дней до плебисцита, расширенном надомном волеизъявлении, об участках на улицах и в парках и т.п. Повергли в ЦИКе своего рода ревизии и правовые рамки голосования, интерпретировав их так, что шестидневная досрочка не является нарушением с точки зрения обязательного месячного разрыва между указом о плебисците и официальным днем его проведения.
Поэтому оппозиция на минувшей неделе продолжила ужесточать свои политические инвективы. Пока дата не была известна, критике подвергался сам факт предполагаемого плебисцита, мол, власть при реализации своих планов традиционно людей не жалеет. Как только календарная ясность наступила, вперед опять вышли юридические претензии, которые тот же Центризбирком из-за цейтнота, похоже, просто не успевает эффективно отрабатывать.
Зато в ЦИКе нашли время и повод, чтобы ударить по питерским властным структурам за прошлогоднюю муниципальную кампанию, скандалы вокруг которой не прекращаются. В результате право эксперимента на применение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) по поправкам получили лишь Москва и Нижегородская область. Оппозиционеры между тем добавили ДЭГ к тем решениям, которыми власть, дескать, сама и подрывает легитимность плебисцита.
В целом несистемная оппозиция на прошлой неделе склонилась к бойкоту данного мероприятия. Даже кампания «Нет!», в рамках которой граждан призывали к активному протесту на участках, пришла к выводу, что это может оказаться бессмысленным. Причиной пессимизма послужил ответ Центризбиркома на требование предоставить противникам поправок тот же доступ к СМИ, что уже имеют сторонники изменений в Конституции. Однако ЦИК напомнил, что нет никакой агитации за поправки, а есть лишь информирование граждан о сути предлагаемых конституционных новаций.
комментарии(0)