Иллюстрация Pixabay.com
Пока Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и государства, не входящие в картель, договаривались о сделке, наблюдатели на прошлой неделе пытались оценить, сколько нужно потратить российским властям для поддержания экономики в условиях пандемии.
Так, агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на источники, что власти готовы выделить около 1 трлн руб. Как уточняется, деньги будут найдены с помощью займов, Фонд национального благосостояния (ФНБ) планируется оставить нетронутым. Выделенные средства должны пойти прежде всего на субсидирование зарплат работников, находящихся в самоизоляции.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, в свою очередь, сообщал, что уже прогнозируемые меры поддержки правительства, включая компенсацию выпадающих доходов бюджетов, превышают 5% ВВП РФ. Но и этого недостаточно. Дополнительная поддержка бизнеса должна составить еще 2–3% ВВП, сказал Кудрин в интервью РБК.
За счет средств только ФНБ финансировать такую поддержку, по его словам, нерационально, нужно увеличивать государственный долг.
При этом, как пояснил на прошлой неделе декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, есть несколько приоритетных вопросов, от которых уйти не удастся или от которых уходить было бы ошибочно. Во-первых, по его словам, заметно, что правительство никак не может решить распечатать ФНБ.
«Я думаю, что эскалация государственной финансовой помощи неизбежна, она нужна и для восполнения выпадающего спроса, и для массовой социальной поддержки населения», – сказал Аузан.
Прогнозы, составленные совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, показали, что для компенсации выпадающего спроса нужно хотя бы 2 трлн руб. в год.
Во-вторых, нужно четкое понимание, как именно оказывать финансовую поддержку 22 падающим отраслям, среди которых туристическая, транспортная отрасли, гостиничный бизнес и т.п.
«Я активно поддерживаю и обсуждаю с коллегами, в том числе в правительстве, проект, что помощь им нужно оказать за счет тех налогов, которые они платили в 2019 году, это были успешные отрасли, они сделали большой вклад в бюджет. Благодаря тому, что мы имеем лучшую в мире систему налогового администрирования, мы вполне можем определить субсчета для каждой компании, сколько она внесла, и в размере этого счета дать ей ссуду на три года», – пояснил Аузан.
В-третьих, не только финансовые проблемы станут ключевыми, все острее вопрос об инвестициях в старую инфраструктуру, а также о модернизации с использованием растущих цифровых активов. В качестве примера экономист привел сферу ЖКХ. «Сейчас время и для масштабной налоговой реформы, и для новой технологической политики», – считает он.
В среду, после примерно месячной паузы, Минфин решил возобновить аукционы по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ). Предполагались три выпуска: ОФЗ с переменным купонным доходом (с погашением в 2030 году); ОФЗ с постоянным купонным доходом объемом 20 млрд руб. и погашением в 2023 году; ОФЗ с индексируемым номиналом объемом около 10,8 млрд руб. с погашением в 2028-м. Аукционы позиционировались как тест рынка.
По итогам среды первый аукцион был признан несостоявшимся. В ходе второго аукциона удалось разместить ОФЗ примерно на 16,5 млрд руб. при спросе в размере 50 млрд руб. В ходе третьего аукциона было продано около половины предложенных бумаг при спросе примерно 10 млрд руб.
Минфин планирует заместить во втором квартале ОФЗ на 600 млрд руб. «В целом на рынках наблюдались... первые признаки возвращения спроса иностранных инвесторов», – уверил в конце минувшей недели Центробанк. По его данным, с 3 по 9 апреля нерезиденты уменьшили объем продаж на рынке ОФЗ.
комментарии(0)