Фото Thomas Niedermueller/Getty Images
Подходит к концу сезон российских кинопремий – на прошедшей неделе награды раздавали Ассоциация продюсеров и российская академия кинематографических искусств «Ника». Первую церемонию принято сравнивать с американской премией «Эмми», так как награждают продюсеры прежде всего телевизионные проекты – среди номинантов в этот раз фигурировали такие сериалы, как «Годунов», «Кровавая барыня», «Крепость Бадабер», «Ольга», «Обычная женщина», «Звоните ДиКаприо!» и «Домашний арест», который в итоге стал абсолютным триумфатором. Проект, придуманный Семеном Слепаковым и снятый Петром Бусловым, – про мэра провинциального городка, попавшегося на взятке и оказавшегося под домашним арестом в коммуналке, где он прописан, – завоевал восемь статуэток, в том числе за актерские работы, сценарий, режиссуру и как лучший комедийный сериал.
Отметили «Домашний арест» и на 32-й «Нике», правда, конкурентов на кинопремии у этого телешоу и вовсе не было – вручили почетный приз «За достижения в искусстве телевизионного кинематографа». По иронии немало призов досталось «Лету» Кирилла Серебренникова, все еще находящемуся под реальным домашним арестом, – картину отметили за работу звукорежиссера, за монтаж (новая для «Ники» категория) и за режиссуру. Кроме того, открытием года стал Рома Зверь, сыгравший главную роль и поработавший над саундтреком. Все выходившие получать награду за «Лето» создатели фильма – а также и несколько победителей в других категориях – обратились к отсутствующему Серебренникову со словами поддержки, а продюсер Илья Стюарт в очередной раз выразил надежду, что следующие призы режиссер будет получать сам.
Остальные награды распределили весьма предсказуемо: лучшей актрисой второго плана назвали Елену Кореневу за «Ван Гогов», актером – Юрия Кузнецова, сыгравшего в «Человеке, который удивил всех». Приз за женскую роль получила юная Марта Козлова, сыгравшая в «Войне Анны» Алексея Федорченко, а лучшими актерами признаны сразу двое – Евгений Цыганов («Человек, который удивил всех») и Алексей Серебряков («Ван Гоги»). Также наградили художников Елену Окопную («Довлатов») и Татьяну Патрахальцеву («История одного назначения»), оператора Юрия Клименко и композиторов Леонида Десятникова и Алексея Сергунина («Ван Гоги»), фильмы «Хрусталь» Дарьи Жук и «Знаешь, мама, где я был?» Левана Габриадзе. Премию «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова в этом году присудили режиссеру Отару Иоселиани. Приз за лучший сценарий получила картина «История одного назначения», а фильмом года стала «Война Анны».
Что касается мирового кинематографа, то он на прошедшей неделе понес поистине невосполнимую потерю – в возрасте 90 лет скончалась режиссер Аньес Варда. В кино ее привел интерес к фотографии, который не угасал на протяжении всей жизни – в картинах Варды художественный вымысел нередко соседствует с документальными кадрами. Вдохновленный фотосъемкой рыбацкого городка первый фильм Варды «Пуэнт-Курт» (1955) принято считать предтечей французской новой волны, да и остальные ее работы стилистически всегда были близки именно этому течению кинематографа. Будь то «Клео от 5 до 7», рассказывающий о двух часах жизни певицы, ожидающей результатов анализов, или «Счастье», рисующее под музыку Моцарта и в нежных импрессионистских цветах тревожный портрет мнимого семейного благополучия, или же «Одна поет, другая нет» – ранний гимн феминизма, о судьбе двух женщин и их дружбе вопреки. Продолжает эту тему режиссер и в фильме «Без крыши, вне закона», повествующем о жизни и смерти бездомной героини Моны, о ее одиночной борьбе с диктующим свои правила обществом и вечном тщетном стремлении к свободе. Именно этот фильм принес Варде «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в 1985 году и приз федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, а сыгравшей главную роль Сандрин Боннер – премию «Сезар».
Аньес Варда – обладательница нескольких наград Каннского кинофестиваля, призов Берлинского и Венецианского смотров, почетного «Оскара». На прошедшем в феврале 2019 года Берлинале она представила свою, как оказалось, последнюю работу – документальную ленту «Варда глазами Аньес». Снятый в форме лекции фильм-прощание, в котором режиссер проходится по страницам своей творческой биографии, с юмором, самоиронией и нежностью разбирает собственные картины, невольно оставляя бесценные подсказки и наставления всем будущим поколениям кинематографистов.
комментарии(0)