Вручение премий Президента в области науки и инноваций для молодых учёных за 2017 год. 8 февраля 2018 года Новосибирск. Фото пресс-службы Президента России
Прошедшая неделя началась с события космического, в буквальном и переносном смысле, масштаба. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, созданная частной американской компанией SpaceX, в ночь с 6 на 7 февраля вывела на эллиптическую орбиту вокруг Солнца полезную нагрузку. Глава компании, венчурный предприниматель Илон Маск, в качестве полезной нагрузки отправил… свой собственный электромобиль – красный Tesla Roadster с манекеном за рулем. Во время полета в машине, дней десять, пока хватит аккумуляторов, будет звучать песня Дэвида Боуи Space Oddity.
Falcon Heavy – это три ракеты Falcon 9, которые уже давно использует SpaceX, скрепленные друг с другом. Конструкция способна выводить на орбиту до 64 т груза. Всего в этой связке 28 двигателей. Уже одно то, что удалось синхронизировать работу такого количества двигателей – выдающееся научно-инженерное достижение. Но самое главное – две боковые ракеты из этой тройной связки благополучно вернулись на Землю.
Это был невероятный кадр – почти одновременное, с разницей в несколько секунд, вертикальное приземление двух ракет-носителей, недалеко друг от друга. Все это транслировалось в прямом эфире. Правда, третья, центральная Falcon 9, упала в океан в 500 км от специально подготовленной для нее платформы. От первого, одиночного старта Falcon 9 до полета Falcon Heavy прошло почти 10 лет.
По горячим следам, днем 7 февраля, первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов напутствовал в Сочи финалистов конкурса управленцев «Лидеры России»: «Пусть среди вас появятся Илоны Маски... Уверен, русский народ талантливее американского, пусть простят меня американцы».
Американцы, наверное, вежливо пожали плечами. По оценкам, которые приводит журнал Economist, уже в этом году SpaceX займет более 60% мирового рынка коммерческих запусков; еще около 30% придется на другие американские компании и организации; остальное – доля России. В 2010 году ей принадлежало 60%.
Мир меняется очень быстро, в том числе благодаря таким людям, как Илон Маск. И это понятно всем адекватным специалистам. Обидно, что трудно отнести к таковым исполнительного директора по коммуникациям госкорпорации «Роскосмос» Игоря Буренкова. В интервью радиостанции «Эхо Москвы», опять-таки 7 февраля, он заявил: «Есть компании частные, которые занимаются очень хорошо бизнесом… заинтересованы в привлечении дополнительных инвестиций в свой бизнес. Для этого они устраивают разные промоакции… Этот запуск, он же сопровождался не пустой какой-то болванкой или какой-то там нагрузкой, которую не жалко было бы потерять в случае неудачи, а он конкретным совершенно автомобилем сопровождался».
Другими словами, Маск заварил всю эту кашу с Falcon Heavy ради рекламы другого своего детища – электромобиля Tesla. Что ж, теперь стало понятно, зачем Маск делает и запускает ракеты. Но совсем не понятно, почему Роскосмос рассказывает нам – за наши деньги – об американских рекламных трюках, но ничего не говорит о существе дела.
Зато накануне старта Falcon Heavy в Министерстве образования и науки РФ очень торжественно и стильно вручили награды победителям и дипломантам IV всероссийской премии «За верность науке». Все победители – 11 номинаций, – несомненно, достойные люди и проекты.
А непосредственно в День российской науки, 8 февраля, отечественным ученым был и вовсе сделан царский подарок: Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию, прошедшем в новосибирском Академгородке, пообещал построить новый Центр синхротронного излучения коллективного пользования в Новосибирске. Цена вопроса – 40 млрд руб. Для сравнения: годовой бюджет Федерального агентства научных организаций – около 80 млрд руб. Ученые остались довольны…
А красный электромобиль Tesla Roadster с манекеном за рулем продолжает путь к Марсу и дальше – к поясу астероидов под песню Дэвида Боуи.
комментарии(0)