1
6329
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

28.01.2018 18:19:00

Четырехлетний спад доходов населения лишает страну перспектив

Неделя в экономике

Тэги: форум, давос, экономика, ввп, инфляция, резервы, валютный курс, доходы, промышленный спад


форум, давос, экономика, ввп, инфляция, резервы, валютный курс, доходы, промышленный спад Фото пресс-службы Минэкономразвития России

Всемирный экономический форум в Давосе стал одним из самых обсуждаемых событий минувшей недели. Представители российской делегации использовали форум как площадку для презентации успехов нашей страны, о проблемах же традиционно умалчивалось.

Так, глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин, выступая в среду на деловом завтраке ВТБ, сообщил, что «экономика России уже растет». «С учетом сложившихся демографических вызовов, с которыми мы столкнулись, это должен быть 3–3,5% рост. Я надеюсь, это произойдет через пару лет», – уточнил он. Видимо, это максимум, который российские министры могли пообещать иностранным инвесторам. Причем не исключено, что на такие темпы роста Россия не выйдет и через пару лет.

Но даже если такое произойдет, экономика РФ все равно будет отставать от мира. Накануне форума в Давосе Международный валютный фонд (МВФ) обновил свой прогноз. Исходя из него, мировая экономика в 2018-м и 2019-м будет расти на 3,9% в год. Да и в случае России в новом прогнозе МВФ не проглядывается никаких трехпроцентных темпов роста. Наоборот, после увеличения на 1,8% по итогам 2017-го в этом году ВВП РФ прибавит уже 1,7%, а с 2019-го и, видимо, вплоть до 2022-го его рост не превысит 1,5% в год. 

На фоне таких перспектив странно было слышать, что «мы вошли в эру позитивного и стабильного экономического роста», о чем заявил глава ВТБ Андрей Костин, или что российское правительство, как сказал вице-премьер Аркадий Дворкович, в новом политическом цикле просто продолжит делать то, что делает: «С макроэкономической точки зрения у нас низкая инфляция, гибкие валютные курсы, валютный риск низкий. У нас растут международные резервы... Теперь мы должны сконцентрироваться больше на структурных реформах бизнес-среды. Фокус будет другой, но общая стратегия прежняя». 

Очевидно, что одной финансовой стабилизации, которая свелась к бюджетной экономии и зажиманию кредитной активности, для резкого экономического ускорения недостаточно.

«Очагом проблем в экономике… остаются доходы и, как следствие, потребление населения», – объявили в четверг специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В этот же день Росстат выложил статистику за прошлый год. Из нее следует, что 2017-й стал четвертым годом сокращения реальных располагаемых доходов населения. Спад составил 1,7% в годовом выражении после падения на 5,8% в 2016-м, на 3,2% в 2015-м и на 0,7% в 2014-м.

Долгое время из-за огромного потребительского потенциала иностранные инвесторы считали российский рынок лакомым куском. Но теперь потребительский потенциал под вопросом, спрос не гарантирован. Добавим к этому санкционное противостояние: российские власти стремятся наладить импортозамещение; западные бизнесмены и сами могут стать жертвами антироссийских санкций, пример чему – ситуация с Microsoft. 

Надежд на бурный приток иностранных инвестиций не так много. Несмотря на это, Орешкин уверяет: «Мы видим возможности для привлечения новых инвестиций в российскую экономику».

Другая неприятная новость прошедшей недели – в декабре 2017-го продолжился промышленный спад: он составил в годовом выражении 1,5% после падения на 3,6% в ноябре 2017-го. При этом добыча за указанный период сократилась на 1%, а обрабатывающая промышленность – на 2%.

Но в правительстве продолжают настаивать: промышленный спад – это на самом деле подъем. В МЭР ссылаются на новый собственный показатель – медианные темпы роста обрабатывающих отраслей. «Отрицательные темпы роста в обрабатывающей промышленности сформировались в результате действия факторов, специфических для отдельных рынков. Медианный темп роста в обрабатывающей промышленности (с коррекцией на календарный фактор), позволяющий очистить динамику показателя от влияния «локальных» факторов, в декабре, по оценке, составил 1,4% год к году (после 2,8% год к году в ноябре)», – поясняется в обзоре «Картина промышленности», который МЭР опубликовал в четверг.

Судя по нему, основной отрицательный вклад в динамику обрабатывающих отраслей внесло производство драгметаллов, а также ядерного топлива. Кроме того, по данным МЭР, сказалось падение табачного производства, обусловленное ростом акцизов, распространением альтернативных курительных продуктов и законодательными мерами по ограничению табакокурения. 

Хотя в целом по итогам 2017 года промпроизводство в РФ выросло на 1%.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Александр З. 14:55 29.01.2018

Хорошая штука - статистика. Потому что не сложно из минуса сделать плюс не прилагая никаких усилий.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан поделятся водой с Казахстаном

Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан поделятся водой с Казахстаном

Виктория Панфилова

В Центральной Азии договариваются совместно использовать реки

0
1207
Почему Трамп не ввел высокие пошлины на товары из Аргентины

Почему Трамп не ввел высокие пошлины на товары из Аргентины

Сергей Никитин

США поставили цель отстранить Китай от добычи лития в Южной Америке

0
1015
Наступил ли конец эпохи глобализации

Наступил ли конец эпохи глобализации

Пошлины Трампа – ступень к переходу в мир, где каждый сам за себя

0
1081
Афганистан и Украина: поразительные совпадения во внешней политике Трампа

Афганистан и Украина: поразительные совпадения во внешней политике Трампа

Георгий Мачитидзе

Американский президент умеет избавлять «партнеров» от иждивенческих настроений

0
1006

Другие новости