На прошедшей неделе нижняя палата завершила свою очередную сессию. В заключительной речи председатель Госдумы Вячеслав Володин не стал уделять внимания подробному изложению статистических показателей, вместо этого он проанализировал ключевые достижения.
На первом месте по важности спикер отметил бюджет на 2018-й и два последующих года, в котором есть средства на повышение зарплат, денежного довольствия военнослужащим, социальные пособия и выполнение майских указов президента. Все его поручения, как показала прошедшая сессия, для депутатов являются приоритетными.
Например, ими приняты 74 закона, о которых говорилось в Послании главы государства Федеральному собранию, то есть план на текущий год выполнен на 100%. Это законы о повышении МРОТ до прожиточного минимума, о безопасности критической информационной инфраструктуры, о телемедицине и т.д. Впрочем, Госдума откликалась оперативно и на текущие вызовы – к примеру, резко ужесточив наказание так называемым телефонным террористам или законодательно закрепив права дольщиков на защиту своих вложений в жилье.
Представители этой категории граждан, кстати, стали участниками больших парламентских слушаний. Аналогичный формат был применен при обсуждении программы столичной реновации и проблем сельской молодежи. Увеличение числа законопроектов, предварительно обсуждаемых на таких слушаниях, Володин считает одним из важных изменений в работе Госдумы.
Что касается статистики, то депутаты с октября прошлого года приняли 656 законов. Причем впервые возникла ситуация, когда нижняя палата рассматривает больше законопроектов, чем в нее вносится. И это притом, что активно идет и разгребание пресловутых завалов, то есть потерявших свою значимость инициатив из прошлых созывов. Нынешняя ГД радикально сократила объем висяков, но проводится не массовая зачистка, а вдумчивый отбор, в результате чего 14% из общего количества «сухарей» все-таки было актуализировано и принято.
Конечно, за последнее время Госдума много потеряла с точки зрения своей былой политической многоликости, но зато нарастила законодательный авторитет. Скажем, на минувшей неделе была одобрена очередная порция поправок, связанных со Счетной палатой (СП). Ей дано право делать заключения по концепциям законов и по поправкам, которые готовятся по ходу их обсуждения. Министры, отчитывающиеся в ходе правительственных часов, должны будут сообщать, как ведомства реагировали на замечания СП.
В общем, можно сказать, что Госдума практически объединилась с СП в единую экспертную структуру. И готова выступить серьезным оппонентом любому будущему правительству, которое президент Владимир Путин сформирует в мае 2018 года после своей неизбежной победы 18 марта.
На прошлой неделе как раз стал известен примерный состав той инициативной группы, которая в ближайший вторник соберется для выдвижения Путина в кандидаты. В ней, судя по всему, должны оказаться все более или менее известные люди страны. Но вот кого там точно не будет, так это тех академиков и членкоров РАН, которые подписались под открытым письмом с протестом против юбилейного интервью директора ФСБ Александра Бортникова «Российской газете». Ученых возмутило, что тот говорит лишь о чистках номенклатуры и силовых структур в 30-е годы, то есть, по сути дела, оправдывает репрессии. Но при этом Бортников забывает о том, что от них как раз в большей степени пострадали посторонние – обычные люди, и в том числе большое количество деятелей науки.