На исходе недели, в пятницу, в 11-й раз вручали премии Кандинского – и последний раз в кинотеатре «Ударник». Построенное по проекту Бориса Иофана здание Культурный фонд Шалвы Бреуса арендовал с 2012 года, надеясь открыть здесь музей с его коллекцией, но на этой площадке история с музеем, для которого даже был готов архитектурный проект, так и не сложилась. Breus Foundation с улицы Серафимовича съезжает. Подробностей о том, что будет с идеей музея дальше, пока нет – кроме разве того, что от нее не отказываются. Премия Кандинского и издательская программа тоже не свернуты. Что касается «Ударника», ректор Российской государственной специализированной академии искусств Александр Якупов предложил президенту РФ открыть там инклюзивный дом искусств. Путин идею поддержал и обещал обсудить ее с мэром Москвы.
Церемония вручения премии Кандинского в последние годы проходит в рабочем порядке – можно сказать, по-деловому быстро. За полтора часа до награждения открыли выставку номинантов – тоже в рабочем режиме, параллельно шла беззвучная прямая трансляция заседания жюри. Среди лауреатов – имена все известные, новых звезд не открыли. В позиции «Научная работа. История и теория современного искусства» победителем стал завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский с книгой «Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство: практические наблюдения» (денежный приз – 450 тыс. руб.). Сам он не приехал, и статуэтку за него забирала ведущий научный сотрудник этого же отдела Ирина Карасик (которая, к слову, накануне в Еврейском музее представляла впервые полностью опубликованные и откомментированные в рамках проекта «Энциклопедии русского авангарда» дневники ученика Малевича Льва Юдина).
В категории «Молодой художник. Проект года» (приз – 450 тыс. руб.) жюри сочло лучшим «видеоперформанс», как он тут назван, Саши Пироговой «MONO». Кто-то из юношей прикасается микрофоном к щетине, кто-то из девушек – к грудной клетке, так что звук напоминает стук сердца... К чему бы это? Из текста Ольги Шишко следует, что «художница моделирует непривычные ситуации в знакомом контексте, обнажая механизм привычки и автоматизм восприятия»... Победителем в главной номинации «Проект года» (премия – 1,8 млн руб.) назвали веселую краснодарскую группировку ЗИП с прошедшей в Московском музее современного искусства выставкой «Остановка «ДК ЗИП».
Вопрос «жилплощади» обсуждался недавно и в связи с государственными музеями. Третьяковская галерея станет «самой большой выставочной площадкой в стране», сказал министр культуры Владимир Мединский на заседании комитета Госдумы по культуре. К той части, которой прежде распоряжался музей в здании на Крымском Валу, теперь отдана и другая: осенью Верховный суд постановил закрыть Международную конфедерацию Союза художников, которой принадлежал ЦДХ. Проект реконструкции площадки разрабатывает архитектурное бюро Рема Колхаса. РИА Новости цитирует Мединского: «У нас большая тяжба вокруг здания ЦДХ... Мы завершаем сейчас работу по превращению Центрального дома художника, который в свое время был незаконно приватизирован, мы завершаем комплекс работ по созданию там единой выставочной площадки Государственной Третьяковской галереи». Напомним, Третьяковка расширяется не только на Крымском Валу: к 2019 году планируют завершить работы над новым комплексом на Кадашевской набережной.
Расширяться будет отметивший 70-летие Музей им. Андрея Рублева. Ему, по словам главы столичного Департамента культуры Александра Кибовского , будет передана «близлежащая территория площадью 4 тыс. кв. м, что увеличит музей более чем в два раза».
Появились новости и о музейном городке ГМИИ. Речь не только о том, что сроки окончания работ смещаются, – в данном случае дело в правительственной бензоколонке 1930-х годов, памятнике архитектуры, вокруг которой уже шло много споров. Проблема для музея заключалась в охранном статусе территории вокруг исторической правительственной АЗС – строить там нельзя. Год назад в ГМИИ объявили о решении перенести бензоколонку на Кремлевскую набережную, а в оставшемся помещении открыть информационный центр и кассы музея, накрыв все это стеклянным кубом. Однако теперь выяснилось, что строить на этом месте все-таки хотят – концертный зал, который при надобности может быть трансформирован и в выставочную площадку. Утверждение плана и внешнего вида этого строения музей должен получить от Москомархитектуры.