Кадр из видео с сайта youtube.com
Сенатор Виктор Бондарев, бывший главнокомандующий Воздушно-космическими силами, раскритиковал авионику российских ударных вертолетов Ми-28Н («Ночной охотник»), прошедших обкатку в Сирии. По его словам, «электроника (у вертолетов. – «НГ») провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит». В первую очередь речь шла об очках ночного видения для пилотов, которые получили у летчиков прозвище «смерть пилотам». Как известно, 12 апреля 2016 года вблизи города Хомс (столица одноименной сирийской провинции) потерпел крушение Ми-28Н, экипаж погиб. Представитель оборонно-промышленного комплекса (ОПК) тогда сообщил СМИ, что причиной катастрофы могла стать потеря ориентации пилотами, поскольку полет совершался ночью в полной темноте над местностью, где практически отсутствовали ориентиры.
Пилоты указывают, что основной недостаток очков заключается в неспособности подавлять вспышки, которые слепят самих пилотов. В бою источниками яркого света могут быть взрывы, трассирующие снаряды, огонь, вырывающийся из ствола автоматических пушек во время стрельбы, пламя, исходящее из сопла ракет. По свидетельству летчиков, в этих очках невозможно лететь в ночное время над освещенным населенным пунктом. Мало того, что огни городов слепят, пилоты получают ожог глаз, примерно такой же, как сварщик, проработавший смену без защиты органов зрения. Очкам требуется значительная доработка – чтобы яркие вспышки подавлялись, а возможность видеть в темноте усиливалась.
Вертолетчики и в целом критикуют эту машину, концепция для ее создания возникла благодаря оценке недостатков выявленных при боевом применении ударно-транспортного вертолета Ми-24, который проходил обкатку в Афганистане. Тогда военное руководство пришло к выводу, что совмещать транспортные и ударные задачи в одной машине очень сложно, проще их разделить. Так появилась идея создать вертолет огневой поддержки Сухопутных войск. Конструкторы уменьшили фюзеляж, убрали кабину для десанта, изменили расположение двигателей, внесли другие конструктивные изменения и добавили вооружения. В результате получился ударный вертолет. Вот только вопросы его оснащения приборами для пилотирования и ведения боя в условиях плохой видимости решены не были. С этой задачей конструкторы не справились по сей день. Мало того, что «Ночной охотник» ночью плохо видит ночью, он полностью слепнет, когда открывает огонь по противнику.
Сирия выявила еще одну проблему. Она касается сидений пилотов в дальнем бомбардировщике Ту-22М3. Экипажу приходится в них находиться по нескольку часов кряду, а они настолько неудобны, что после выполнения полета летчики с трудом покидают кокпит самолета, поскольку у них затекают конечности и спина. Кабина этого дальнего бомбардировщика узка и не приспособлена для дальних полетов.
В Крыму завершились мероприятия по формированию и размещению на территории полуострова отдельного десантно-штурмового батальона. Главком ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков во время торжественного мероприятия, на котором вновь созданной войсковой части было вручено боевое знамя, сделал заявление: «1 декабря завершились организационные мероприятия по формированию отдельного десантно-штурмового батальона Новороссийской десантно-штурмовой дивизии с пунктом дислокации в Феодосии».
К 2019 году этот батальон будет преобразован в полк, точнее, будет воссоздан 97-й десантно-штурмовой полк. Он был сформирован еще в 1948 году, а в 1956-м его ввели в состав 7-й воздушно-десантной дивизии, которая размещалась в городе Алитус (Литовская ССР). В 1993 году дивизия была переведена в Новороссийск, и к ее наименованию добавилось слово «горная». В 1994 году 97-й полк стал именоваться «Кубанский казачий», а в 1997 году его расформировали. Ранее воздушно-десантные дивизии были двухполкового состава, сейчас идет процесс их укрупнения. После возрождения 97-го полка 7-я воздушно-десантная горная дивизия в своем составе будет иметь три полка.
Минобороны планирует разместить в Крыму новую радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) метрового диапазона «Воронеж». В четверг генеральный конструктор СПРН Сергей Боев сделал заявление для прессы: «Основным заказчиком – Министерством обороны – принято решение о размещении в Крыму станции «Воронеж» метрового диапазона. Сейчас идет работа по определению места, где будет развернута РЛС».
Ранее российское военное руководство пришло к выводу, что восстанавливать РЛС СПРН «Днепр», построенную еще в советское время, в Севастополе и не эксплуатируемую уже более 10 лет, нецелесообразно.