Кадр из видео с сайта https://www.1tv.ru/
Прошедшая неделя в культуре должна была бы ознаменоваться большой серией событий, посвященных 100-летию Октябрьской революции. Но, видимо, такова «линия партии», что дата эта на государственном уровне не замечается. Нет, запрета на проведение специальных мероприятий нет, но и масштабной попытки осмыслить результаты последнего столетия – тоже. Два сериала на телевидении («Демон революции» и «Троцкий»), выставки в Третьяковке («Некто 1917») и Эрмитаже («Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь»), отдельные спектакли в театрах, тематические концертные программы или мультижанровые композиции – все это скорее частная (интендантов, кураторов) творческая инициатива, чем часть государственного задания. Дирижер Владимир Юровский, в частности, исполнил Кантату к 20-летию Октября Прокофьева, с минимальными театральными элементами: оркестр аккордеонистов вышел в форме моряков и революционерок. На этой неделе откроется Культурный форум в Санкт-Петербурге, городе – колыбели революции. Соответствующая тема могла бы (и даже должна была) стать определяющей, но намеренно или нет – в государственный культурный контекст ее не включили.
Неожиданно широкого внимания было удостоено другое событие – из театрального мира. Впрочем, неожиданно ли? Тема нравственности в искусстве прозвучала в рамках Международного фестиваля театральных школ «Подиум», который проводит Московский театральный институт имени Щукина. Проводит, заметим, уже в 13-й раз, но вот огласку за пределами студенческой среды (даже министр культуры высказался) получил лишь сейчас. «Это такой огромный обмен опытом, – отметил в комментарии телеканалу «Культура» председатель экспертной комиссии фестиваля Константин Райкин. – Важно, чтоб школа любая со своими традициями была открыта к миру. Чтоб здесь не было келейности в школе. А это, к сожалению, бывает: «мы все знаем, тут шаманим, тут свой суп варим и не хотим больше никаких рецептов». К обмену опытом оказались готовы не все участники. Так, спектакль студентов Школы-студии МХАТ «Янко Круль Албанский» по пьесе футуриста Ильи Зданевича был сорван педагогом «Щуки». Преподавателя возмутило обнаженное тело (с носком на причинном месте) и вообще сама манера, в которой студенты пытались представить свои впечатления об авангардных течениях вековой давности. «Просто язык этот не очень понятен Щукинскому училищу, но что делать – пусть образовываются немножко, узнают о том, кто такие эти авторы, что такое обэриуты, дадаизм, пусть узнают о каких-то проблемах, интересуются», – сказал руководитель курса Дмитрий Брусникин, который также отметил, что спектакль уже неоднократно играли и запрещать работу над ним в Школе-студии не будут.
Министр культуры потребовал у ректора объяснений – и, видимо, получил их. Игорь Золотовицкий встречался с Владимиром Мединским, по результатам этой встречи инцидент было принято считать не заслуживающим внимания. Между тем случай вышел пусть и эмоциональным, но показательным. Затем и существует, в частности, этот фестиваль – искать новые пути в театральном образовании: студенты могли бы обыграть демарш зрителя (тем более что фактура спектакля позволяла), сам же педагог мог бы дождаться обсуждения и поднять вопрос, скажем, о том, насколько возможно студентам работать с обнаженным телом вне класса, да и вообще, продемонстрировать культуру профессионального поведения, о которой в запале чувств преподаватель, видимо, позабыл.