Патриарший визит в Новороссийскую епархию. Фото с официального сайта Московского Патриархата
Громкие заявления религиозных деятелей раздавались за прошедшую неделю не единожды. В прошедший четверг папа Римский Франциск в очередной раз остановился на проблеме педофилии среди клира Римско-католической церкви. Его комментарий стал одним из самых личных и откровенных: Франциск признал, что в прошлом был чересчур снисходителен к архиепископу итальянского города Крема Мауро Инцоли.
«Папство было для меня в новинку. Я еще не понимал важности таких вещей, и из двух наказаний выбрал более снисходительное. Но после двух лет священник снова предался греху (летом с.г. Инцоли был признан виновным и осужден на пять лет тюрьмы, после чего понтифик лишил Инцоли сана. – «НГ»). «Я извлек из этого урок», – сказал папа на заседании комиссии по делам несовершеннолетних». «Я решил уравновесить это и говорю, что если факт насилия над несовершеннолетним доказан, то этого достаточно, чтобы никакого снисхождения не было. Если доказательство есть – точка», – заявил Франциск, отметив, что Ватикан, совесть которого успокаивал перевод педофилов с прихода на приход, слишком поздно признал проблему.
Однако вслед за жесткими заявлениями Франциска прозвучали слова бывшего генерального аудитора Ватикана Либеро Милоне, без объяснения причин оставившего должность в июне с.г. 24 сентября он впервые прокомментировал свою отставку журналистам, заявив, что покинуть пост его вынудили сфабрикованные обвинения, посыпавшиеся на него после вскрывшихся в ходе его работы следов возможных финансовых махинаций. Заместитель госсекретаря Ватикана архиепископ Джованни Беччу уже назвал обвинения беспочвенными и обвинил Милоне в том, что тот нарушал все возможные правила и шпионил за личной жизнью его руководства и подчиненных, включая и самого Беччу. «Если бы он не ушел, мы бы начали его уголовное преследование», – сказал госсекретарь.
Сейчас, когда фактический казначей Ватикана предстал перед судом по обвинению в педофилии (см. «НГ» от 05.07.17), демонстрация управленческой решимости Франциску действительно необходима. За последние дни были опубликованы сразу два коллективных заявления клириков Католической церкви: 21 сентября 300 священников Каталонии подписали обращение в поддержку референдума о независимости 1 октября, а 24 сентября было опубликовано письмо консервативных священников, среди которых был глава традиционалистского Священнического братства святого Пия X епископ Бернар Фелле, обвиняющее Франциска в ереси.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в свою очередь, тоже напомнил духовенству о статусе, на который он претендует. «Строго исполняйте то, что я повелеваю! Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской православной церкви! Другого пути для нашей Церкви сегодня нет! Кто не согласен – на пенсию!» – приводит РИА Новости его слова после богослужения 21 сентября в Успенском соборе Новороссийска. При этом с проблемой выходящих из-под контроля ультраконсерваторов патриарху в последнее время тоже приходится сталкиваться. В пятницу активистка движения «Божья воля» устроила одиночный пикет у бюста Сталина на открытой в Москве Аллее правителей, протестуя против включения его в ряд достойных прославления руководителей России. 23 сентября был арестован глава получившей известность в связи с насильственными акциями противников выхода на экраны фильма «Матильда» организации «Христианское государство» Александр Калинин; ему предъявлено обвинение по статье 179 УК РФ – принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения. Арестованы и двое его единомышленников, которые подожгли автомобили у офиса адвоката режиссера Алексея Учителя, – им предъявлено обвинение в умышленном уничтожении имущества. Ни представители Церкви, ни правоохранители пока не хотят называть действия фундаменталистов терроризмом, проявляя, как и Франциск несколько лет назад, снисхождение. Будущее скорее всего потребует от них, как и от понтифика, твердой и ясной позиции.