Новости из области музейного дела украсили прошедшую неделю в культуре. Основные поступили из Плеса, где прошло выездное заседание коллегии Минкультуры. Одним из важных пунктов в повестке совещания стало обсуждение Концепции развития музейного дела до 2030 года (подобные документы разрабатываются по поручению правительства по нескольким направлениям, в частности Концепция о развитии концертной деятельности в области академической музыки в России до 2025 года была принята в 2015-м). Министр культуры остался недоволен предложенным проектом, поручил переработать его и попросил разработчиков «совместно с Союзом музеев и практиками музейного дела привести ее к трем страницам рекомендаций: что нам необходимо делать, чтобы гражданам было интереснее ходить в музеи, а музейным работникам – легче жить и комфортнее работать». Предложение довольно внятное (хотя на трех страницах вряд ли реализуемое), если не принимать во внимание предложенную (и поддержанную Михаилом Пиотровским) формулировку целей концепции, а именно – «условия развития музейного дела в РФ, обеспечивающие воспитание патриотизма, укрепление духовно-нравственных основ общества». В свете дискуссий о том, что понимать под патриотизмом, формулировка даже опасная – как для музейного дела, так и для нравственных основ граждан.
Еще одна вызывающая недоумение тема – введение наценки на билет для иностранцев. Оказывается, руководители иных музеев, где наблюдается резкий рост посетителей (Царское Село, Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), хотят с помощью высокой цены ограничить (!) количество визитеров. Министр предложил подумать о регулировании потоков туристов (как это сделали, скажем, в Третьяковской галерее после печальной давки в очереди на Серова), но тут же последовало и коммерческое предложение, для имиджа российских музеев в глобальном поле все же губительное.
Еще одну, безусловно, важную тему подняли представители частных музеев – они выступили с просьбой внести поправки в российское законодательство о музеях, а именно – скорректировать пункт о внесении объектов в состав Музейного фонда Российской Федерации. Заместитель директора Музея русского импрессионизма Дмитрий Барсенков отметил, что стоит разработать новые критерии для определения статуса музея («культурная институция, ведущая определенный набор видов деятельности – не только экспонирование предметов искусства»), так как сегодня «музеем признается институция, которая обладает объектами, включенными в состав Музейного фонда России» (соответственно институция, которая ими не обладает, музеем не признается). На что министр возразил, что и рестораны, предлагающие посетителям культуру гастрономии, тоже могут претендовать на определенный статус – и как следствие, на бесплатные помещения.
Еще одна новость в строку – в рамках международного музейного конкурса Ziva Award, учрежденного Форумом славянских культур и Европейской музейной академией (EMA), Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки было признано победителем в номинации «За использование собственных ресурсов». За награды боролись 25 музеев из 12 славянских стран Европы. Среди них – Государственный литературный музей Янки Купалы в Минске, национальный музей «Земята и хората» («Земля и человек») в Софии, Музей кукол в чешском Пльзене, Силезский музей в Катовице и музей под открытым небом «Старая деревня» в Сирогойно (Сербия). Поощрительным призом «За национальное достояние» награжден музей-усадьба А.С. Пушкина «Михайловское». Обладателем Гран-при конкурса года стал Словенский Альпийский музей в Любляне, где и прошел конкурс.