Кадр из видео YouTube
Депутат Госдумы Наталья Поклонская «добилась» того, что рассорила между собой народных избранников и даже создала напряжение между Московским патриархатом и Министерством культуры. Трудно припомнить подобный случай, когда члены парламентских партий так самозабвенно высказывали свое недовольство друг другом, как по поводу фильма Алексея Учителя «Матильда». Хотя и удивления это не вызывает, ведь в связи с «антиучительской» кампанией, поднятой Поклонской, проявило себя новое явление – «православный терроризм».
Примечательные слова прозвучали из уст депутата от КПРФ режиссера Владимира Бортко. «Для меня император Николай II – идиот, мало того, подлец, мало того, предатель. Он ушел с должности главнокомандующего во время войны, за это расстреливать надо», – цитирует Бортко Русская служба Би-би-си. Это ведь очень знаменательно: коммунист, недавно высказывавший симпатии Сталину, говорит, что Николай II достоин расстрела. Но так ведь царь и был расстрелян, и именно за это провозглашен РПЦ страстотерпцем.
Вот еще пара цитат с того же заседания комитета Госдумы по культуре в четверг, на котором выступил Бортко. Председатель указанного комитета Станислав Говорухин: «Оживились все темные силы, все кликуши, сумасшедшие, вандалы, антисемиты, мракобесы». Член комитета Елена Драпеко: «В начале XX века такая история уже была. У нас была организация «Черная сотня», которая из самых лучших православных позиций с хоругвями начинала погромы». К таким выводам приходят некоторые депутаты в канун празднования 100-летия Великого Октября.
Линия «водораздела Поклонской» прошла и по самому политическому «сердцу» правящей партии «Единая Россия». Председатель Госдумы Вячеслав Володин в среду заявил, что без наличия весомых доказательств нельзя усматривать прямую связь между позицией Поклонской и действиями противников кинофильма. Ранее в тот же день министр культуры Владимир Мединский выступил с заявлением в связи с ситуацией вокруг «Матильды». «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая г-жа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца. Тем более не готов разгадывать мотивацию разнокалиберных «активистов»-поджигателей, нагло именующих себя «православными», – говорится в документе, опубликованном на сайте ведомства. А вот вице-спикер Госдумы Петр Толстой считает, что в сложившейся ситуации виноваты создатели картины: «Крайне неверно игнорировать мнение тех людей, кого это задевает и оскорбляет по вере».
Тем временем депутаты Ирина Роднина и Оксана Пушкина направили в ФСБ и МВД запрос, в котором просят проверить на экстремизм организации «Сорок сороков» и «Христианское государство», рассылавшие кинотеатрам письма с угрозами. «Сорок сороков», напомним, пользуется полным расположением руководства РПЦ, охраняет патриаршие богослужения.
Ну а что же Церковь, которая прославила в лике святых царя, честь которого защищают Поклонская и «Христианское государство»? «Многие люди не понимают, зачем нужно было в год столетия революции в очередной раз публично плюнуть в человека, который был расстрелян вместе со своей семьей, с несовершеннолетними детьми. Годовщина революции – повод к молитве и поминовению безвинно пострадавших, а не к тому, чтобы продолжать оплевывать их память», – заявил в четверг главный дипломат РПЦ митрополит Иларион (Алфеев).
В пятницу же разразился настоящий скандал. Первый зампред синодального Отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ (ОВЦОСМИ) Александр Щипков вдруг обрушился на министра культуры: «На мой взгляд, вся ситуация с «Матильдой» – политическая ошибка Мединского».
В уик-энд РПЦ постаралась откреститься от радикалов, предложив законодательно закрепить определение «православный» за Московским патриархатом. Тактика понятна. На минувшей неделе всерьез заговорили об усталости власти от художеств тех, кто связывает себя с защитой «духовных скреп» путем насилия. Не все верят в полную чуждость Церкви убеждениям погромщиков. Среди священнослужителей РПЦ есть те, кто открыто поддерживает «Христианское государство» и «личное депутатское мнение» Поклонской. Но даже «бархатные» функционеры Московского патриархата, открещиваясь от экстремистов, потихонечку размещают материалы о святости Николая II, прозрачно намекая на то, что виноват в эскалации радикализма все-таки тот, кто снимает фильм об интимной жизни последнего царя, а не фанатики, мечтающие о власти христианских «аятолл».