На прошедшей неделе были подведены статистические и политические итоги состоявшегося 10 сентября единого дня голосования. И если первые оценки касались в основном достижений несистемной оппозиции на муниципальных выборах в Москве и отдельных поражений «Единой России» на местном уровне, то более внимательный анализ показал относительность всех этих успехов.
Более того, скорее можно было бы говорить в целом о снижении результатов совокупной оппозиции – когда непарламентские политструктуры лишь слегка улучшили свои показатели, но зато думские партии отступили по многим позициям. И прежде всего, на низовом уровне выборов. Например, в столице представительство в райсоветах КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» (СР) существенно сократилось.
На минувшей неделе выяснилось, что, хотя системные партии и выдвинули в Москве достаточное количество своих кандидатов, они оказались гражданам почти совсем не нужны. В их способность что-то решить конкретно для народа либо никто не верит, либо сами эти кандидаты были неспособны донести свою повестку до людей. Таким образом, за них не бросали бюллетени ни те, которые поддерживают власть, ни те, кто был жестко настроен на протестное голосование.
Последних забрали себе несистемщики – по большей части пошедшие по списку партии «Яблоко», но выдвинутые из проекта Дмитрия Гудкова – Максима Каца, который, судя по всему, не только морально поддерживался и «Открытой Россией» Михаила Ходорковского. Но все равно из условных 390 оппозиционных мундепов образца 2012 года теперь в столице осталось только 267.
А парламентские партии на губернаторских выборах смогли выдвинуть серьезных кандидатов против правящих единороссов лишь в паре-тройке регионов. Именно там врио глав регионов выиграли выборы с результатом в 60–65%. Там же, где КПРФ, ЛДПР и СР, или отказались от борьбы, или смогли найти только формальных претендентов, действующие руководители одержали сокрушительные победы в 75–85%. Правда, тут же возник вопрос: а смогут ли они оправдать полученное авансом доверие? Вторым же сомнительным моментом является то, что эти губернаторы, получается, имеют электоральный рейтинг выше, чем выдвинувший их президент.Между тем на прошлой неделе свой баланс подвела и «Единая Россия». Оказалось, что в тех шести субъектах РФ, где проводились выборы в заксобрания, у партии власти отныне конституционное большинство. То есть и в этой ветви власти влияние парламентской оппозиции сокращается.
Что же касается некоторых успехов оппозиции несистемной, то их оборотной стороной стало повышение градуса конфликтности внутри либерального стана. Например, на минувшей неделе одной из постоянно повторявшихся тем в провластных медиаресурсах стали якобы возникшие противоречия между Гудковым и главой Фонда борьбы с коррупцией Алексеем Навальным. Дескать, последний больше не может считаться единственным лидером оппозиции.
И хотя оба политика заявляют, что между ними конструктивные рабочие отношения, а их цели – участие в выборах мэра Москвы у первого и президентская кампания у второго никак не пересекаются, ясно, что именно в этом направлении информационные удары будут наноситься и дальше. Тем более что, скажем, Навальный на прошедшей неделе в ходе первого этапа своего всероссийского предвыборного турне показал, что он собирает весьма многолюдные уличные акции в любых регионах. Успешными оказались его посещения и Мурманска, и Екатеринбурга, и Омска. И, несмотря на явное желание каким-либо образом помешать встречам Навального с волонтерами и просто заинтересованными гражданами, сделать это местные власти в жесткой форме так и не решились.