Райхельгауз и Кибовский показывают труппе, как идет реставрация особняка на Неглинной улице. Фото Павла Смертина
За развитием судебного процесса над Кириллом Серебренниковым пристально следит Европа. Руководство международного кинофестиваля «Берлинале» выступило в его поддержку. В обращении, которое подписал руководитель кинофестиваля Дитер Косслик, говорится, что «Берлинале» «возмущено произвольным задержанием, ведением судебного дела и домашним арестом» режиссера. Немецкие кинематографисты считают, что «Серебренников – один из важнейших передовых российских режиссеров, вдохновлявший международную публику своим творчеством». В Париже в театре «Шайо» прошла акция французских деятелей культуры. Они обратились к президенту Франции с просьбой сделать все для освобождения режиссера и его сотрудников и пообещали лично приехать на суд в Россию. В числе митингующих был, например, и бывший министр культуры Франции Джак Ланг, он назвал ситуацию вокруг проекта «Платформа» произволом. Коллега Серебренникова режиссер Давид Бобе сказал, что «сегодняшняя Россия, желая нарядиться в прекрасный костюм Демократии, все время находит средства для того, чтобы обвинить и заставить замолчать». Оливье Пи, директор Авиньонского театрального фестиваля, в котором дважды участвовали спектакли Серебренникова, убежден, что «речь идет о политическом процессе, который устроили в период выборов. Устроили для того, чтобы отправить послание артистам и интеллектуалам – чтобы они не становились в оппозицию к путинскому режиму».
"Гоголь-центр" сообщил, что во французском комитете по поддержке Серебренникова значатся уже более 100 имен. В том числе посол Франции по правам человека Франсуа Крокет. А в субботу Евгений Миронов объявил, что режиссер должен поставить на сцене Театра Наций в конце начавшегося сезона спектакль "Чайковский" (когда-то Кирилл Серебренников хотел снимать фильм о жизни композитора, но производство остановилось). Также в выходные стало известно, что Минкультуры суд признал потерпевшим по делу "Седьмой студии".Во вторник руководитель Департамента культуры Москвы провел «экскурсию» для журналистов и труппы театра «Школа современной пьесы» (ШСП) в здании на Неглинной. Исторический особняк, в котором заседало еще Общество любителей русской словесности и выступал Достоевский, пострадал от пожара в 2013 году. Уже несколько лет здесь ведется реставрация. Сейчас, по заверениям Александра Кибовского и строительной компании, ответственной за стройку, работы выполнены на 20%, поэтому обещание открыть его для зрителей в будущем юбилейном 30-м сезоне ШСП уже 17 июля 2018 года, видимо, стоит считать обоснованным. Напомним, что театр ШСП располагался на Трубной с момента своего появления, а последние годы кочует по разным адресам. Новый сезон театр Иосифа Райхельгауза начинает в бывшем ДК «Кросна», его все лето сотрудники приводили в годный вид, переехав из ДК им. Серафимовича в Среднем Тишинском переулке. Последний, памятник конструктивизма, варварским образом застройщики начали сносить еще весной (пока снос остановлен).
На сборе труппы (он прошел оригинально – в эпицентре стройки, во дворе особняка) Александр Кибовский объявил, что возобновление здания для «Школы» встает в один ряд с такими проектами города, как открытие Новой сцены «Табакерки» на Сухаревской и Театрального центра «Вишневый сад» Александра Вилькина, реконструкция «Геликон-оперы» на Никитской, завершение многолетнего ремонта исторической сцены «Театра на Покровке», ремонт театра «Апарте», реставрация театра «Эрмитаж». Проекты, которые, по словам министра, были проведены успешно («Эрмитаж» еще в подвешенном состоянии) после того, как в 2015 году мэр Москвы выделил средства в специальный фонд на «долгострои». И теперь время задуматься о следующем шаге современных взаимоотношений государства с театрами: создать корректную грантовую систему. Идея поднималась еще на Московском культурном форуме в марте – сейчас концепция продолжает «активно обсуждаться».
На прошедшей в четверг пресс-конференции, посвященной открытию второго ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост», Никита Михалков заявил, что ответственность за ситуацию, сложившуюся вокруг все еще не вышедшего в прокат фильма Алексея Учителя «Матильда», лежит на совести Фонда кино, который выделял деньги на производство картины. «Ты должен предполагать, что тебя ждет, если опускаешь в бытовую ситуацию человека, причисленного к лику святых», – заявил режиссер. Он также поставил ситуацию с «Матильдой» в один ряд с недавней историей с отменой балета «Нуреев» в Большом театре, подчеркнув, что и в этом случае авторам нужно было знать и понимать, на что они идут. Несмотря на то что Михалков, по его собственному заявлению, высказал свое личное мнение и не говорил от лица возглавляемого им Союза кинематографистов, слова его не получается трактовать иначе, как слова о том, что одни фильмы (спектакли, выставки и т.д.) в России выйти смогут, а другие нет – и авторы должны это осознавать. Осознавать, что цензура в том или ином виде существует.