Осмотр выставки Пермского информационно-технологического кластера. Фото сайта kremlin.ru
Президент Владимир Путин на прошедшей неделе пояснил, почему он не хочет даже рассуждать о возможности своего участия в президентских выборах. Вопрос прозвучал на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС – и Путин перед своим ответом обратил внимание на то, что сейчас он скажет важные слова. «У нас, как только предвыборную кампанию объявляют, сразу все перестают работать. Это я знаю не понаслышке, потому что сразу начинают думать о том, что будет после выборов, кто где будет работать и так далее», – заявил президент.
И только потом он произнес несколько традиционных фраз на тот счет, что работать надо здесь и сейчас над тем, что каждому поручено. И еще раз повторил, что круг кандидатов станет известен не ранее определенного законом срока. Напомним, что президентский указ о выборах президента должен быть опубликован не позднее 90 дней до даты голосования (18 марта 2018 года) и не ранее 110 дней до нее. Таким образом, Путин, похоже, скажет свое окончательное слово в таком диапазоне: с последних чисел ноября по середину декабря.
Впрочем, и на минувшей неделе в деятельности Путина предвыборные приметы наблюдались – скажем, в его региональных поездках. Можно отметить, что, например, на разного рода совещаниях обсуждаемые им горизонты планирования явно уходят за март 2018-го. Кстати, во время встреч президента с губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским и врио главы Пермского края Максимом Решетниковым знаменитые зеленые папки на столе лежали, однако в официально опубликованных фрагментах этих бесед они не фигурировали.
Вслед за Путиным не спешат актуализировать свое участие в грядущей кампании и лидеры оппозиционных парламентских партий. Более того, председатель «Справедливой России» Сергей Миронов прямо говорит, что пока вопрос с главным кандидатом не решился, нет смысла заявляться кому бы то ни было. Поэтому на прошлой неделе пресса занималась фэнтезийными проектами – к примеру, участием в выборах женщины в качестве основного соперника Путина. Было названо и ее имя – Ксения Собчак. И был даже получен комментарий от президента. Тот сперва сильно удивился, но затем все же сказал, что претендент на должность главы России должен выходить с конкретной программой действий. В общем, похоже, Путин сомневается, что у нее это получилось бы. Впрочем, и сама Собчак еще до всяких путинских слов сообщила, что не имеет никакого желания участвовать в таких выборах, какие в марте 2018-го предполагаются.
Таким образом, политически активное поведение на прошедшей неделе опять демонстрировал лишь Алексей Навальный. Он побывал в Страсбурге, где сотрудники Европейского суда по правам человека проводят подготовку к заседанию, на котором, в частности, России будет указано на обязательность исполнения решений ЕСПЧ.
Примером же неисполнения будет «дело «Кировлеса», которое, напомним, после долгих раздумий Верховный суд РФ по требованию Страсбурга в начале этого года все-таки отменил. Однако суды Кировской области вынесли Навальному прежний приговор – условный, но закрывающий ему дорогу к участию в любых выборах. Судя по всему, оппозиционер надеется, что уже в октябре он сможет получить от Европы своего рода мандат на обход этого законодательного запрета. То есть может случиться то самое «чудо», по поводу которого на минувшей неделе опять иронизировала глава Центризбиркома Элла Памфилова, заявившая, что Навальный только в этом случае и может быть зарегистрирован.