На прошедшей неделе стало известно, что Следственный комитет (СК) рассмотрел письмо деятелей культуры и искусства в поддержку арестованного экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, поступившее в Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Напомним, деятели театра и кино просили изменить меру пресечения Малобродскому, заключенному в СИЗО по делу о мошенничестве в «Седьмой студии», на меру, не связанную с лишением свободы. Они заявляли, что готовы поручиться, что в течение всего судебного разбирательства Малобродский в назначенный срок будет являться по вызову следователя и в суд, не будет препятствовать производству по уголовному делу. В ответ СК заявил, что «виновность в инкриминируемом преступлении подтверждается совокупностью собранных доказательств и материалами оперативно-разыскной деятельности. В настоящее время оснований для изменения меры пресечения на более мягкую не имеется, в том числе с наличием двойного гражданства. Решение об избрании меры пресечения признано законным и обоснованным судом апелляционной инстанции». Такое заявление за подписью заместителя председателя СК, обращенное к председателю СПЧ, однако, было опубликовано на сайте СПЧ до проведения апелляционного суда. По мнению экспертов, такое заявление нарушает нормы закона. В то же время данный документ может быть ответом на обращение, а не окончательным решением.
В ночь со вторника на среду ушла из жизни старейшина Московского Художественного театра, народная артистка РСФСР Кира Николаевна Головко. Актриса, заставшая еще довоенный МХАТ, дальняя родственница поэта Вячеслава Иванова, супруга адмирала Северного флота Арсения Головко (любимца Сталина), Кира Головко – одна из последних в поколении родившихся во времена революции и переживших все беды ХХ века. МХАТу, который в предстоящем году планировал отметить столетие своей старейшей актрисы, Кира Головко посвятила всю свою творческую жизнь, придя в театр накануне смерти Станиславского, застав Немировича-Данченко. На сцене МХАТа актриса играла с Хмелёвым, Москвиным, Качаловым, Тарасовой, Степановой, дружила с Андровской и Пилявской, бывала в гостях у Книппер-Чеховой. В театр будущая актриса стремилась еще школьницей и в письме основателю «первого общедоступного» писала: «Я хочу попробовать отдать свои, пусть маленькие, силы театру». Начинала свой путь терпеливо и скромно – с народных сцен. «В «Трех сестрах» щебетала птичкой, в другом акте – устраивала шум в печке и выходила в сцене с ряжеными; в «Пиквикском клубе» в 1939 году текст моей роли был чрезвычайно «трудным» – я говорила Массальскому: «Вы забыли заплатить, сэр». Но я и представить не могла, какая огромная работа предстоит над одной репликой», – вспоминала актриса в своих мемуарах, опубликованных в книге «Адмиральша». По словам Олега Табакова, Кира Головко с «красивой судьбой русской актрисы» отважно перешагнула из века ХХ в век ХХI. Застав новую, современную эпоху МХАТа, она с интересом играла в радикальных трактовках классики – так, дебютировав в «Лесе» Островского 1948 года, через полвека актриса вышла в спектакле Кирилла Серебренникова, предложившего легенде сцены сыграть там же фарсовую мужскую роль. Ее аристократическая красота принесла ей множество ролей героинь и в театре, и в кино: Анны Керн, Натали Пушкиной, Долли, Княжны Мстиславской, Марии Стюарт. В Школе-студии МХАТ актриса воспитала целую плеяду учеников: Бориса Невзорова, Николая Караченцова, Марину Голуб, Алексея Гуськова, Игоря Золотовицкого, Михаила Ефремова и др.
В истории с фильмом Алексея Учителя «Матильда», с бурными, порой истеричными обсуждениями кинокартины, которой, напомним, Минкультуры недавно выдало прокатное удостоверение, кажется, прошел почти незамеченным неожиданный, важный комментарий, данный первым замминистра Владимиром Аристарховым: «Прежде чем подписать прокатное удостоверение, я посмотрел фильм «Матильда» и составил о нем собственное мнение. Это хороший, сильный фильм. Это фильм о любви. О достоинстве женщины и об ответственности мужчины. Фильм не имеет никакого отношения к трагическим событиям 1918 года, в связи с которыми Николай II был признан священномучеником. Абсолютно абсурдны требования отказаться от осмысления связанных с его жизнью событий. Печально, что страшная смерть государя императора стала поводом для политического пиара отдельных лиц. Историки наверняка найдут в фильме отдельные несоответствия. Как и в любом другом недокументальном кино. Это художественный фильм. Уверен, что после просмотра многие из тех, кто критикует «Матильду», не видя ее, свое мнение изменят. А также смогут дать оценку той клевете на фильм, которой, к сожалению, поверили многие уважаемые люди».