Отток капитала из России снова ускоряется. За январь–июль этого года чистый вывоз капитала частным сектором, по предварительной оценке Центробанка (ЦБ), составил 13,1 млрд долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в полтора раза. Такие данные ЦБ опубликовал в минувшую среду.
«Основным источником вывоза капитала выступал банковский сектор, который, сохранив объем погашения внешних обязательств на уровне сопоставимого периода прошлого года, одновременно разместил средства за рубежом, – поясняется на официальном сайте регулятора. – В то же время прочие секторы в отличие от прошлого года выступали нетто-импортерами капитала, перейдя от наращивания внешних активов к чистому привлечению средств нерезидентов».
Напомним, по итогам 2016-го чистый вывоз капитала из РФ составлял 19,8 млрд долл., это был минимальный показатель за последние девять лет. Ранее, в июне, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что чистый отток капитала из РФ в 2017 году составит, по прогнозу регулятора, около 19 млрд долл.
Набиуллина тогда обращала внимание, что даже у некоторых развитых стран тоже бывают внушительные показатели оттока – например, у Германии, Норвегии, Канады. Глава ЦБ призывала отличать сомнительный отток от несомнительного.
С учетом активности регулятора по чистке банковского сектора многие кредитные организации страны, судя по всему, попадают в категорию сомнительных игроков, перегоняющих капитал за рубеж. В частности, по поводу «Югры» ЦБ сообщал, что в деятельности этого банка надзорным органом «неоднократно выявлялись операции, обладающие признаками вывода активов и качественных залогов, сомнительные транзитные операции» и т.д.
Но еще вопрос: в какой мере банковский сектор выводит капитал правда из-за участия в сомнительных серых схемах, а в какой мере это попытка в том числе добросовестных организаций подстраховаться на случай неожиданного внимания регулятора? Любопытно, например, что в прошлом году отдельно взятый банковский сектор обеспечил чистый ввоз капитала в страну на уровне 1,1 млрд долл., а весь отток пришелся тогда на прочие секторы, различные компании и предприятия.
Другой новостью минувшей недели стала длящаяся уже 14 дней дефляция. За период с 1 по 7 августа цены в России снизились на 0,1%, сообщил в среду Росстат. Снижались они и в период с 25 по 31 июля на те же самые 0,1%. Минэкономразвития добавило, что оно ожидает в августе дефляцию на уровне 0,3–0,5% в месячном выражении и замедление годовой инфляции до 3,3–3,6%.
Хотя Центробанк все же уточнил в пятницу, что «в ближайшие месяцы сохраняется риск повышения продовольственной инфляции из-за возможного снижения урожая некоторых овощей и фруктов, что может также привести к росту инфляционных ожиданий». А значит, повод для умеренно жестких денежно-кредитных условий сохраняется.
Противоречивые данные поступили о динамике повседневных потребительских расходов россиян. С одной стороны, в июле как в месячном, так и в годовом выражении расходы граждан росли с опережением инфляции, сообщил на прошлой неделе исследовательский холдинг «Ромир». Из этого можно было сделать вывод, что граждане действительно стали покупать больше товаров, а не просто увеличили свои траты из-за растущих цен. С другой стороны, в целом с января по июль 2017-го номинальные расходы россиян сократились на 0,6%, а с учетом накопленной инфляции – на 3%. Некоторые группы граждан до сих пор не могут не только улучшить качество потребления, но и вернуться к тому образу жизни, который был еще год назад.