Фото с официального сайта khodorkovsky.ru
Минувшая неделя ознаменовалась спорами о будущем российской политической системы. Дискуссию о роли демократической оппозиции в смене нынешнего режима поднял в эфире «Эха Москвы» журналист Андрей Васильев, крайне критично высказавшись о деятельности «Открытой России» (ОР) Михаила Ходорковского. По мнению Васильева, Ходорковский «набрал в команду не тех людей» и вообще «все делает не так», намекнув, что причина этому – 10 лет в тюрьме.
Лидер ОР не оставил заявления Васильева без комментариев, посчитав нужным прояснить свою роль в политике: «У меня есть слабенькое, но оправдание – я уперся. И пошел в тюрьму. А те, кто остался, что вы сделали за эти 10 лет?»
Ходорковский упрекнул Васильева в том, что газета «Коммерсант», одним из руководителей которой он являлся, прогнулась под власть. «В итоге есть «Коммерсант», где сколько-то миллионов человек читает про бизнес и про «Путин – молодец», а есть сайт «Открытой России», где 1 млн неравнодушных каждый месяц узнают про защиту прав человека, про то, что российское гражданское общество живо».
Да, те, кому сейчас 40 и старше, проиграли, согласился Ходорковский: «Мы могли 17 лет назад отстоять демократию, но предпочли сначала согласиться с выбором Ельцина, а потом не уперлись, когда началась реакция. Когда нам сказали, что «первый этап внедрения ФСБ в правительство прошел успешно», когда назвали подставными проститутками жен погибших на «Курске», когда гробили НТВ, когда «Норд-Ост» и Беслан. Так дошли до тысяч погибших на Донбассе».
Однако в итоге, как подчеркнул политик, он «не уселся на диване» после выхода на свободу, а стремится помочь гражданскому обществу, ровно как и его соратники. «Пусть это пока немного, но важно стремление помочь самим, а не снобистски комментировать и ждать, чтобы «какой-нибудь Ходорковский» сделал красиво» и принес демократию на блюдечке! Демократию делают своими руками, своими рублями, своими жизнями или получают нового вождя».
В числе тех, кого Ходорковский назвал кузнецами демократии, оппозиционеры Алексей Навальный и Дмитрий Гудков. Навальный на прошлой неделе анонсировал масштабное расширение кампании, открытие новых штабов и даже марафон для программистов. Однако самым главным стал его финансовый отчет – он пояснил, что на кампанию уже удалось собрать 100 млн руб. Кроме того, Навальный приступает и к самому мощному этапу предвыборной агитации – поквартирному обходу. Как считают эксперты, оппозиционер таким образом пытается расширить электорат за счет граждан, не выходящих на митинги, поскольку остальных он уже привлек.
Власти пока предпринимают лишь точечные усилия по сворачиванию активности Навального. По всей видимости, это связано с тем, что решение о политическом будущем оппозиционера пока не принято. Однако его соратники уже несут серьезный урон – в воскресенье, скажем, было предъявлено уголовное обвинение руководителю волгоградского штаба Алексея Навального Алексею Волкову. Претензии к нему возникли под формальным предлогом, когда он выложил в Сеть отредактированное фото монумента «Родина-мать зовет» – с подкрашенным зеленым цветом лицом, символизирующим облитого «зеленкой» Навального.
С точечными репрессиями, которым подвергаются активисты как Навального, так «Яблока» и ПАРНАСа, оппозиция также борется поодиночке. В субботу Центризбирком окончательно отказал в регистрации яблочному кандидату в губернаторы Евгению Ройзману. Сформировать единую стратегию поведения, о которой говорил и Ходорковский, и писал в «НГ» лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов, пока не удалось и едва ли удастся в ближайшее время. Что неудивительно, поскольку прогнозировать будущее российской политической системы пока не может ни один эксперт: оно будет зависеть от целого ряда окончательных решений Кремля, включая решение о выдвижении в президенты Владимира Путина или отказ тому же Навальному.