Главной новостью прошедшей недели стала отмена мировой премьеры балета «Нуреев» в Большом театре. Подобных случаев в истории Большого – единицы, все они из прошлого века, но отмены спектакля за три дня до премьеры в главном театре страны еще не случалось. Владимир Урин, как свидетельствовало видео из YouTube (уже удалено), объявляя о своем решении, сослался на недостаточную готовность спектакля, на недостаток репетиций. Генеральный директор подчеркнул, что решение принималось вместе с постановщиками – хореографом Юрием Посоховым и режиссером Кириллом Серебренниковым. Первый ситуацию публично не комментирует, второй все же опроверг слова Урина. «Это решение театра», – сказал Серебренников. Композитор Илья Демуцкий на своей странице в Facebook признался в любви ко всем участникам спектакля, «которого не будет», – это примерно 600 человек.
Если корректнее, спектакль не отменен, а перенесен – на сезон 2018/19.
В дежурную версию «недоработок» мало кто верит: в свете «дела «Седьмой студии» Владимир Урин скорее всего решил подстраховаться и избежать нового скандала. Жизнеописание Рудольфа Нуреева – одного из величайших артистов XX века – не обойдется без острых (увы) для нашего общества тем, среди которых – отношения с датским танцовщиком Эриком Бруном, смерть от СПИДа. Не исключено, что эти эпизоды представлены в спектакле максимально деликатно и совсем не личная – но насыщенная и блистательная творческая жизнь – стала основой спектакля. Но Владимир Урин, очевидно, зная нравы публики и особенно нравы тех, кто в театр не ходит (а здесь – не только 10-летней давности скандал с «Детьми Розенталя», но и «Тангейзер», и «Матильда», и даже невинные «Руслан и Людмила» в том же Большом – зрительница подала в суд на театр за пару обнаженных девиц, промелькнувших в глубине сцены), решил обойтись малой кровью и в некотором смысле взял огонь на себя. Руководитель, главная задача которого – не допустить скандала, со своей работой вновь справился на «отлично».
По информации так или иначе близких к театру людей, субботний прогон завершился со слезами на глазах: это была самая ожидаемая премьера сезона, в том числе и для артистов, спектакль репетировало несколько составов, где заняты лучшие солисты театра. Напомним, что это вторая работа этой команды в Большом: спектакль «Герой нашего времени» был признан жюри премии «Золотая маска» лучшим спектаклем в балете, премии получили художник по свету и композитор, номинированы были дирижер и артисты.
В субботу же были и хорошие новости. Два российских фильма удостоились призов на 52-м Международном фестивале в Карловых Варах. В главном конкурсе награду за лучшую мужскую роль получил Александр Яценко, сыгравший переживающего семейный кризис врача скорой помощи в «Аритмии» Бориса Хлебникова. В программе «К Востоку от Запада» победу одержала картина «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» дебютанта Александра Ханта – роуд-муви про детдомовца и его отца-уголовника с Евгением Ткачуком и Алексеем Серебряковым. Что касается других призов, то Гран-при в этом году завоевала чешская лента «Маленький крестоносец» Вацлава Кадрнки про сбежавшего из дома маленького мальчика. Спецприз жюри вручило фильму «Мужчины не плачут» боснийского режиссера Алана Држевича. Лучшим режиссером назвали Петера Бебяка, снявшего ленту «Черта», а лучшими актрисами – Ювиту Будник и Элиэн Эмихар, сыгравших в картине «Птицы поют в Кигали».