Фото с официального сайта партии "Яблоко"
На прошедшей неделе Владимир Путин одной своей поездкой в Удмуртию решил несколько внутриполитических задач. Он на месте проинспектировал, как решается ситуация, на которую пожаловалась ему одна из участниц «Прямой линии». Выяснилось, что жителей бараков в Ижевске можно расселить все-таки не в 2029 году, а на десяток лет раньше, – пусть и не всех разом. Это президенту прямо на улице пообещал врио главы региона Александр Бречалов.
Второй задачей Путина как раз и была поддержка этого президентского назначенца, которому 10 сентября предстоят выборы. Даже по официальной стенограмме их встречи было заметно, что глава государства подсказывает ему те ходы, которые необходимо сделать в контексте избирательной кампании. Например, Путин в ответ на рассказ Бречалова о больших планах еще раз напомнил – мол, с бараками разберитесь.
Выборы главы Удмуртии, как и большинство других, в принципе идут по референдумному сценарию, кроме того, в этом регионе прослеживаются и элементы договорной игры. По крайней мере оппозиционные партии выставляют здесь таких кандидатов, которых трудно считать реальными соперниками. В отличие, скажем, от Свердловской области, куда визит Путина тоже запланирован на ближайшее время.
На минувшей неделе «Яблоко», ранее выдвинувшее кандидатом в губернаторы этого региона мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, продолжило наращивать собственную информационную кампанию. В ней были замечены два существенных тренда. Во-первых, партия Григория Явлинского развернула борьбу за верховенство в оппозиционном лагере с главой Фонда борьбы с коррупцией Алексеем Навальным.
Именно в борьбе с коррупцией яблочники и заявили о своем первенстве. Из отчета Центра антикоррупционной политики стало понятно, что «Яблоко» действует более системно и последовательно, чем Навальный. Но при этом, правда, не настолько политически убедительно, а главное, скромно с точки зрения пиара.
Второй тренд связан с попыткой «Яблока» остаться главной оппозиционной силой, но развязаться при этом с имиджем несистемной структуры. Поэтому на прошлой неделе кроме соперничества с Навальным партия заявила и об отсутствии любых связей с «Открытой Россией» Михаила Ходорковского.
Судя по всему, эти шаги предпринимаются в перспективе выдвижения Явлинского кандидатом в президенты. Он явно намерен участвовать в кампании в качестве критически настроенного к власти, но вполне респектабельного оппозиционера. Тем более что Навального, по сути дела, от выборов 2018 года как бы отстранили.
Именно так воспринято на прошедшей неделе официальное заявление Центризбиркома о том, что и пресловутая «кампания» Навального, и так называемые его «предвыборные штабы» – все это находится вне рамок закона. И теперь против его команды и местных активистов власти смогут применять ограничительные меры уже на вполне легальном основании – дескать, есть же уведомление от ЦИКа.
Видимо, поэтому на минувшей неделе главной заботой сторонников Навального стало стимулирование «народных штабов» в небольших городах. Сейчас их создано уже около десятка, но вроде бы есть заявки еще на несколько десятков. Как напомнил глава кампании Навального Леонид Волков, в России вообще-то 1112 городов, так что простора для оппозиционной инициативы снизу предостаточно.