Фото пресс-службы президента РФ
На прошедшей неделе в ряде СМИ прошла явно организованная утечка о подробностях той электоральной стратегии, которая будет предложена Владимиру Путину, если он решит баллотироваться на пост главы государства в очередной раз. Источники, близкие к Кремлю, некие федеральные чиновники и прочие осведомленные собеседники в один голос уверяли, что лозунгом будущей кампании могут стать три слова – «справедливость, уважение, доверие».
Косвенное подтверждение таким планам найдено в последнем Послании президента парламенту, в ходе которого эти слова повторялись неоднократно. Возможно, еще одним подтверждением следует считать и состоявшееся на минувшей неделе совещание Путина с правительством, на котором он жестко вернул чиновников к некоторым темам, прозвучавшим на его «Прямой линии» с народом 15 июня.
Наиболее жестким стал разговор с руководителем Минприроды Сергеем Донским по поводу пресловутой подмосковной свалки в Кучино. Путин потребовал от министра ответа о дате ее закрытия, упирая на то, что получить его он должен не как глава государства, а как представитель людей, живущих «рядом с этой помойкой». Услышав же о как минимум двухлетней перспективе продолжения ее существования, президент публично принял несколько управленческих решений.
Хотя контуры кампании 2018 года проступают все отчетливее, информповоды в ее контексте пока создают в основном представители оппозиции. Правда, некоторым из них в участии отказано заранее – например, Алексею Навальному. Председатель Центризбиркома Элла Памфилова на прошлой неделе опять заявила, что у него нет никаких шансов выйти на президентские выборы.
Власть, судя по всему, решила заранее подготовить электорат этого политика к нулевому выхлопу от той активности, которую сейчас демонстрирует команда Навального. Одновременно и силовики получили некоторое основание для противодействия той активности, которая, по сути дела, признана незаконной. И на минувшей неделе это противодействие продолжилось. К примеру, появилось судебное решение об аресте на пять суток главы центрального штаба Навального Леонида Волкова. Его признали организатором акций 12 июня за то, что он вел в Интернете трансляцию с улиц российских городов.
Кроме Навального, открыто о своем участии в будущей гонке объявил и основатель «Яблока» Григорий Явлинский. На прошедшей неделе он вмешался в текущую деятельность своей партии, разогнав свердловское отделение за то, что регионалы отказались выдвинуть в губернаторы мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана. И, по сути дела, выдвинул его сам. Явлинскому, очевидно, нужно устойчивое информационное сопровождение предварительного этапа собственной кампании, а что может быть лучше, чем борьба за честные и демократические выборы.
При этом на минувшей неделе проявился и один из объективных признаков начавшегося электорального цикла – явное обострение отношений внутри оппозиции. И если, скажем, тот же Явлинский и его люди в принципе Навального ругают уже давно, то взгляд Михаила Ходорковского на ситуацию внутри демократов стал новостью. Дело в том, что экс-олигарх призвал оппозиционеров не сватать России авторитарного лидера теперь уже из собственных рядов. Это был явный намек на Навального, которого Ходорковский прежде открыто поддерживал.