Фото пресс-службы Минэкономразвития РФ
На прошлой неделе, как раз в день «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным, нефть марки Brent опустилась до семимесячного минимума – ниже 47 долл. за баррель. И хоть затем котировки чуть отыграли падение, в целом тенденция негативная: еще месяц назад нефть была почти на 10% дороже. Говорить о стабильности нефтяных цен пока рано. Также на прошлой неделе Федеральная резервная система США повысила базовую процентную ставку с 0,75–1 до 1–1,25% годовых. Все это создало дополнительные риски для курса рубля.
У главы Минэкономразвития (МЭР) Максима Орешкина появился повод похвалиться, что его прогнозы сбываются. «Когда мы представляли в апреле параметры прогноза, мы говорили, что цены на нефть будут находиться под давлением во втором полугодии, что будет продолжаться ужесточение денежно-кредитной политики США... Все это приведет к тому, что валютный курс будет постепенно выходить на те оценки, которые мы давали» – об этом Орешкин рассказал в четверг в Харбине, куда он прибыл на IV Российско-китайское ЭКСПО.
К концу 2017 года, по прогнозу МЭР, доллар в стране подорожает до 68 руб., российская валюта потеряет около 20% сегодняшней стоимости.
В конце недели Росстат объявил, что по итогам первого квартала рост ВВП РФ составил в годовом выражении 0,5%. При этом за январь–май промпроизводство выросло на 1,7% по сравнению с тем же периодом 2016-го. Президент в ходе «Прямой линии» объявил о конце рецессии, ссылаясь на международно принятые подходы к оценке выхода страны из кризиса. Он сообщил, что российская экономика растет теперь уже третий квартал подряд. Центробанк в пятницу снизил ключевую ставку с 9,25 до 9% годовых.
В Минэкономразвития нашли новые красивые формулировки для описания текущей ситуации. Теперь экономика РФ не отталкивается от дна, а стоит на прочном фундаменте в уникальной точке, ее вот-вот накроет волна роста. «Ни структурных дисбалансов, ни перегревов в отдельных сегментах российской экономики не наблюдается... Тот фундамент изменений последних двух лет, который создан, очень прочный. И, по нашим оценкам, позволит иметь длинную волну экономического роста в предстоящие годы», – сказал Орешкин.
Если говорить о волнах, то страну уже накрыла одна «длинная волна», и пока от нее никак не спастись – хроническое падение доходов населения. К слову, обсуждаемое ослабление рубля на 20% станет очередным ударом по кошелькам. Правда, в том же Минэкономразвития уверены, что доходы россиян почти не падают, их якобы некорректно считает Росстат.
Сами россияне между тем уже почти полгода сокращают свои повседневные траты. Как показывают исследования холдинга «Ромир», в мае годовое падение реальных, то есть учитывающих инфляцию, расходов граждан на товары составило почти 9%. Снижение расходов – одно из главных доказательств падения доходов.
Можно, конечно, предположить, что люди меньше тратят, потому что копят на черный день. Однако, по данным Росстата, сбережения населения тоже сокращаются: за январь–апрель 2017-го они снизились почти на 12% по сравнению с тем же периодом 2016-го.
Крайне низкие зарплаты, недоступность качественного здравоохранения и лекарств, неисполнение государством взятых на себя обязательств – все это может стать поводом для массовых социальных недовольств. Поэтому в ходе «Прямой линии» Путин попытался убедить электорат, что «все будет хорошо», особенно если он, Путин, пойдет на новый президентский срок.
В открытую о выдвижении Путина на новый срок не говорилось. Но вся «Прямая линия» недвусмысленно намекала: кто, если не он, сможет, например, приструнить нерадивых губернаторов, из-за которых, как наглядно продемонстрировали россиянам, груз проблем во многих регионах стал уже неподъемным.
Хотя после «Прямой линии» стало известно, что вовсе не все губернаторы согласились на роль мальчиков для битья. Так что возник вопрос: насколько велик риск, что пожаловавшиеся президенту жители страны навлекут на себя еще больше проблем из-за теперь уже пристального внимания местных чиновников?