Фото пресс-службы Президента России
На прошедшей неделе президент России Владимир Путин принял решение переназначить уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Тот представил в Кремль очередной ежегодный отчет о своей деятельности. Планы главы государства, похоже, не были для бизнес-омбудсмена сюрпризом. В начале встречи сам же Титов и сказал о завершении именно первого пятилетнего периода его работы.
Таким образом, в преддверии главной политической битвы – выборов президента Путин продолжает отчетливо показывать, что он против любых изменений – и реальных, и пиаровских. Недаром на минувшей неделе его пресс-секретарь Дмитрий Песков, например, в который уже раз заявил, что Кремль избирательной кампанией не занимается. Это была реакция на предположение СМИ, что Путин может баллотироваться не от «Единой России», как в 2012 году, а стать самовыдвиженцем, как это было в 2004-м.
Но при этом Песков опроверг и сообщения прессы о подготовке на 18 марта региональных референдумов по неполитическим вопросам, то есть показал, что о предстоящих выборах в Кремле все-таки кое-что знают. Показательным был и его отказ подтвердить или опровергнуть слух, что «Прямая линия с Путиным-2017» назначена на 15 июня. Часть экспертов, кстати, посчитала, что раз президент скорее всего готовится сказать народу о выборах хотя бы что-то определенное, то мероприятие может быть отложено и на более позднюю дату. Правда, другие эксперты указали, что июнь – это слишком ранний срок для того, чтобы Путин выдал что-то конкретное о своем участии в кампании.
Союзниками власти по расхолаживанию электората на прошлой неделе опять выступили думские оппозиционеры. КПРФ на своем съезде не стала заниматься конкретикой президентских выборов. Круг возможных коммунистических кандидатов так и остался расплывчатым. Впрочем, переизбрание лидером партии Геннадия Зюганова говорит о том, что этот круг скорее сожмется до одной точки, чем получит какой-то определенный радиус.
«Справедливая Россия» свое обещание подобрать некую палитру претендентов тоже не выполнила. Лидер эсэров Сергей Миронов вместо этого все более настойчиво говорит о своей кандидатуре. И, кстати, ему, возможно, теперь будет не до кампании, потому что в партии разворачивается очередной бунт. Часть бывшего актива свое поражение на выборах ставит в вину именно Миронову и требует обновить руководство СР. То, в свою очередь, показывает, что мятежников не боится, но на всякий случай уже начало оказывать на них давление по разным направлениям.
Зато перед глазами несистемной оппозиции, судя по всему, совсем иная картинка действительности – уже какая-то явно поствыборная или даже, точнее, «завыборная». Только Алексей Навальный, похоже, еще помнит, что кампания начнется в декабре и готовит к ней людей, структуры и деньги. Правда, и он все чаще использует свою любимую поговорку: мол, «в нашей любимой прекрасной России будущего мы…», после чего обычно следуют обещания наказать всех нынешних чиновников и коррупционеров.
Что же касается «Открытой России» Михаила Ходорковского, то на прошедшей неделе стало окончательно понятно, что эта структура в контексте грядущей президентской кампании действует чисто механически. Экс-олигарху гораздо интереснее временной период поближе к 2024 году. Ходорковский даже собрал в Вильнюсе специальный форум российской оппозиции, чтобы объявить на нем о будущей заинтересованности Путина политическими реформами, которые гарантируют ему неприкосновенность после ухода с его поста – кстати, по мнению бывшего главы ЮКОСа, может быть, и досрочного.
Впрочем, как показала минувшая неделя, собирать оппозицию в ближайшей загранице может не один лишь Ходорковский. В том же Вильнюсе прошел и Форум свободной России, организованный Гарри Каспаровым. Его соратники теперь не просто ругают существующий в России режим, но и выясняют, можно ли его в обозримой перспективе поменять и каким образом это эффективнее всего сделать.