Ни на одном из праздничных мероприятий Дня Победы президент Владимир Путин, вспоминая о Великой Отечественной войне, ни разу не произнес слова «Германия». Определения «германский» или «немецкий» по отношению к нацизму или фашизму им тоже не были произнесены. Не прозвучали они и в ходе парада на Красной площади, и во время торжественного приема в Кремле.
С одной стороны, вроде бы и так известно, кто напал на нашу страну в 1941 году, а с другой – слишком явное было продемонстрировано снисхождение к государству, которое является мотором европейских санкций против России. Впрочем, может быть, отказ от географического позиционирования нацистов Путиным был допущен и для того, чтобы осовременить ситуацию, обратив внимание, к примеру, на Украину или Прибалтику.
После праздников глава государства провел достаточно жесткую встречу с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым. Тот попытался пожаловаться Путину на власти, которые стали сильнее ущемлять права трудящихся, но однозначной поддержки последнего не встретил. Как всегда, когда дело касается бюджетных расходов, а беседа шла и о размере минимальной зарплаты, и о различных специальных надбавках, президент проявил осведомленность обо всех тонкостях дискуссии профсоюзов с правительством.
Озабоченность социальной ситуацией проявили на прошлой неделе и российские коммунисты. На митинге 9 Мая председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов напомнил не только о подвигах прошлого, но и о проблемах настоящего. Он тоже отметил тенденцию резкого обнищания людей, но никаких политических выводов из этого делать не стал. Компартию сейчас больше заботят не уличные акции протеста, а открывающийся вскоре отчетно-перевыборный съезд, на котором, как теперь уже точно известно, не будет обсуждения списка возможных кандидатов в президенты от КПРФ.
На минувшей неделе прозвучали экспертные мнения на тот счет, что Кремль вывел тему предстоящей кампании из актуальной информационной повестки. И действительно, за последнее время о будущих выборах не говорили ни системные оппозиционеры из Госдумы, ни непарламентские партии вроде «Яблока» или ПАРНАСа. Возможно, что именно на фоне такой странной политической тишины особенно громко звучит любое слово от Алексея Навального.
Начало прошедшей недели тот встретил в Барселоне, где проходило лечение его поврежденного зеленкой правого глаза. В российском же Интернете появились публикации о том, что Навальный домой не вернется. Оказавшись в конце недели в Москве, он эти прогнозы посрамил. По мнению Навального, черный пиар с таким содержанием, как во времена замруководителя президентской администрации Владислава Суркова, уже никому повредить не может. Сам оппозиционер предложил более кликабельные топики – вроде того, что «агент ЦРУ Навальный развалил СССР».
Что же касается политической активности Навального и его команды, то она, похоже, нисколько не снижается. В контексте предстоящих президентских выборов упор делается на три проекта. Первый – это избирательные штабы будущего кандидата. Их уже 28 штук, на ближайший месяц запланировано открытие еще около трех десятков. На прошлой неделе выяснилось, что под давлением местной власти отдельные собственники арендуемых Навальным помещений решили отношения с ним разорвать. Вряд ли это серьезно ударит по всей кампании, скорее лишь придаст ей больше азарта.
Второй проект по виду чисто тактический, но по перспективам – тоже стратегического плана. Речь идет о подготовке очередной антикоррупционной акции, намеченной на 12 июня. Несмотря на сложности, в частности указ президента о повышении мер безопасности в Москве и Петербурге, оргкомитеты мероприятия уже собраны более чем в 170 городах России. Данная деятельность направлена на повышение узнаваемости Навального в регионах. Третий же важный проект – медийный. Количество политических, экономических и общественных программ на YouTube политика в последнее время значительно возросло.