Глава ЦИКа Элла Памфилова обещает чиновникам уголовную статью за давление на избиркомы. Фото с сайта ww.cikrf.ru
На прошедшей неделе президент России провел очередной раунд мониторинга деятельности региональных властей. По его результатам затем и принимаются решения об укреплении властной вертикали страны. Однако лишь часть таких рабочих встреч Владимира Путина заканчивается указами о назначении действующих губернаторов временно исполняющими обязанности. Другие же являются поводом для того, чтобы глава государства показал свое отношение к какой-то внутриполитической ситуации.
Вот, к примеру, на минувшей неделе губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев был отправлен в отставку и тут же получил статус врио. Однако это произошло лишь через два с половиной месяца после его беседы с президентом. Это, видимо, означает, что решение оставить его в должности для Кремля было не совсем однозначным.
Встреча президента с врио губернатора Новгородской области Андреем Никитиным произошла на рабочем месте последнего. Никитин является выдвиженцем Путина, до перевода в регион он возглавлял Агентство стратегических инициатив. В открытой части официальной стенограммы беседы не приведено ни одного путинского слова, там есть только цитаты губернатора о новгородских проблемах и достижениях.
Белгородский губернатор Евгений Савченко для выхода на выборы в указе о досрочной отставке не нуждался. После выслушанного доклада об успехах региона Путин просто спросил, есть ли у его собеседника желание баллотироваться, и на это дело его благословил. Но уточнил, что работать после переизбрания надо не хуже, чем прежде, а лучше.
Однако главной среди всех региональных встреч прошлой недели, безусловно, оказался прием в Кремле главы Чечни Рамзана Кадырова. Он резко отличался даже своей драматургией. Так, собеседник Путина сам перешел от дежурного доклада к острым темам – например, публикациям о преследованиях в республике представителей сексуальных меньшинств. Президент показал, что он не в курсе этих событий, но напомнил Кадырову о других. В ответ на заявление, что с безопасностью в Чечне нормально, Путин отметил, что нападение на базу Росгвардии это не подтверждает. Но потом все же сам согласился, что тренд положительный. Аналогичная оценка была дана и действиям региональной власти по преодолению разногласий с компанией «Роснефть».
На прошедшей неделе Центризбирком продолжил усилия по укреплению доверия к будущим президентским выборам. Глава ЦИКа Элла Памфилова заявила, что за вмешательство в избирательный процесс надо наказывать не только исполнителей из избиркомов, но и чиновников, которые к этому подталкивают. Кстати, чтобы это стало бессмысленным, сейчас и тестируется система маркировки итоговых протоколов QR-кодами, в которых будут зашиваться данные об итогах голосованиях. Замысел в том, что эти документы не будет смысла переписывать задним числом, но эксперты считают, что это не панацея от фальсификаций, то есть намеренных действий власти по искажению результатов воли избирателей.
Оппозиция же на минувшей неделе, как и полагается по ее амплуа, высказывала претензии к власти и занималась расшатыванием вертикали. Первая задача решалась в Госдуме, которая заслушивала отчет правительства. Правда, парламентские оппозиционеры, как и предполагалось, играть на обострение не стали. Конечно, премьеру Дмитрию Медведеву все критические вопросы были заданы, но, как говорится, в рабочем порядке. Антикоррупционная повестка от несистемной оппозиции развития не получила. Тем более что всего лишь за намек на нее со стороны КПРФ в ответ тут же последовал удар – законопроект о захоронении тела Ленина.
При этом более интересно на прошлой неделе было наблюдать вовсе не за активностью Алексея Навального, а за ужесточением стратегии «Открытой России» (ОР) Михаила Ходорковского. Она становится четко антипутинской – и прежде всего из-за ряда моральных претензий к главе государства. Как известно, ОР готовится на акции «Надоел!» 29 апреля массово подать президенту петиции с требованием не выбираться на четвертый срок.